Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ИнтервьюКультура

Ее детство украла война, но руководитель орского театра подарила сказку нескольким поколениям

Куклы – бесценное богатство Анфисы Шальновой. В последнее время она достает их все реже, но если гости попросят, в ее руках оживают очаровательный зайка и танцоры братья Баклушины. 

Невозможно смотреть без умиления на мохнатого аистенка. А как двигается цыганочка… Всего несколько кукол осталось от огромного театра, которым Анфиса Ивановна руководила долгие годы. Они – ее радость и боль, напоминание о деле всей жизни.

Многие орчане, рожденные в СССР, до сих пор помнят спектакли ее кукольного театра. Он давал представления не только в доме культуры «Серп и молот», где базировался народный коллектив, но и на выезде – в школах, детских садах, а также прямо под открытым небом, во дворах, на агитплощадках, радуя ребят и взрослых.

Воспитанники театрального объединения часто показывали спектакли на выезде

Воспитанники театрального объединения часто показывали спектакли на выезде

Если бы такое было в ее детстве! Увы, оно было совсем другим, как и у миллионов сверстников. Его отняла война. Анфиса Ивановна хорошо помнит день, когда прозвучало страшное известие, слезы матери и то, что практически все мужчины села Болотовск, где семья жила с 1937 года, ушли на фронт.

– Война нас многому научила и закалила, и на всю жизнь она оставила огромный рубец на сердце, – вздыхая, говорит Анфиса Ивановна. И вспоминает, как в 1943 году, когда ей едва исполнилось 10 лет, пошла работать.

– Папа был директором школы (из-за инвалидности его не взяли на фронт), – говорит наша собеседница. – Он организовал бригаду из детей, которая трудилась в подсобном хозяйстве. Подхоз создали там, где в мирное время был дом отдыха Айдырля. Нужно было обеспечить продовольствием людей, которые работали на золотых приисках и жили в закрытом поселке. И до войны в этом районе шла добыча золота, ее усилили, ведь государство нуждалось в средствах. На полях мы выращивали картошку, овес, пшеницу, просо и другие культуры. Отец и 30 ребят, из которых я была самой маленькой. С мая по октябрь жили в большой военной палатке, застеленной сеном и соломой. Питались на полевой кухне. До глубокой осени ходили босые, в изорванной одежде. А зимой приходилось ходить в тапочках. До сих пор, когда нужно выбросить старую обувь, у меня щемит сердце!

Анфиса Ивановна мысленно возвращается в детство. Вот 13-летней девчонкой она вместе с одноклассниками грузит зерно.

– Помню, уже заморозки пошли, – говорит Шальнова. – А я с голыми ногами стою в машине. Взрослая женщина поднимает пудовку, я подхватываю и высыпаю, а зерно холоднющее! Даже сейчас от воспоминаний мороз по коже. А бывало, отправляют в деревню пару человек отвезти зерно на быках. Мы с напарницей сами этих быков запрягаем и едем. У нее – фургон и два быка, и у меня. Темно, луна светит, чтобы не так страшно было, мы громко песни поем…

Летом были свои сложности. Иногда от жары и нагрузки даже у быков кровь из носу шла. Что уж говорить про нас, детей. Помню, однажды усталый бык наступил мне на босую ногу. Боль адская. Я – в слезы: пойду домой, а бригадирша берет в руки хворост: «Я тебе уйду! А кто работать будет? Терпи. Пройдет».

Так как в Болотовске была только четырехлетка, отец отправил Анфису и ее старшего брата учиться в Айдырлю. Ребята жили на квартире, а на каникулы пешком приходили домой. Подвод тогда не было, всех лошадей забрали на фронт. Выручали только ноги. Весной 45-го ребята принесли с собой радостную весть: война окончена.

– Отец побежал в школу и водрузил на крышу красный флаг, – рассказывает Анфиса Ивановна. – Женщины увидели, все поняли и бегут. Так они ревели! У всех дети малые остались, а мужья не вернулись. Хоть я была ребенком, но уже понимала, как это тяжело…

Отучившись в школе, Анфиса поступила в педучилище, окончив которое стала учителем начальных классов. В 20 лет вышла замуж, а через 9 месяцев после рождения дочери супруги, как комсомольцы, отправились осваивать целину в поселок Уртазым, оставив маленькую Иришку на родителей. Через некоторое время они забрали дочку к себе, отдали в ясли – и чуть не потеряли ребенка. После того как няня покормила с одной ложки Иришку и ребенка, больного дизентерией, девочка сильно заболела. Молодая мать такого страху натерпелась, что убедила супруга возвратиться в город.

– Муж устроился на ЮУМЗ и пошел учиться в институт, – говорит Анфиса Ивановна. – А я – работать в школу. Сначала мы жили у друзей, потом нам дали комнату в доме на Васнецова, где до недавнего времени располагался онкодиспансер. Угловую, 13 квадратных метров, с малюсеньким окном (похоже, когда-то в ней размещалась кладовка). Но мы были счастливы! Постепенно купили мебель. А потом у нас появилась квартира – муж сам участвовал в народной стройке.  

Работа учителя Анфисе Ивановне нравилась, хоть научить всему сразу 45 первоклашек было очень сложно. Денег не хватало, и когда в доме культуры предложили вести кружок «Умелые ручки», она согласилась. Делать что-то руками было ей по душе. Что же мастерить с ребятами? Решила делать кукол для театра. Так появились первые персонажи сказок из папье-маше. Ребята бежали в кружок с таким энтузиазмом, что родители смеялись: «Вы их, наверное, сахаром подкармливаете».

Постепенно куклы совершенствовались. Рос и репертуар театра. Когда в первый раз коллектив стал победителем смотра, зав. детским сектором предложила Анфисе Ивановне оставить школу и перейти в ДК «Серп и молот» на основную работу. С годами коллектив получал все больше наград, а в конкурсах занимал исключительно первые места. В 1980 году ему присвоили звание народного. Это был успех. Ребят и их руководителя наградили бесплатной путевкой в Ленинград. В город на Неве отправилось 30 человек. О коллективе часто писали газеты, ребят приглашали на телевидение. Прекрасное музыкальное сопровождение спектаклям обеспечивал музыкальный руководитель Валерий Филимонов. Театру активно помогал профком Механического завода, на балансе которого находился Дом культуры. Юные актеры играли в театре по 10-13 лет и, повзрослев, не хотели его оставлять. Сегодня Анфиса Ивановна с гордостью показывает заработанные коллективом грамоты и старые фотографии с любимыми куклами, сценами из спектаклей и поездками по городам СССР, которыми часто награждали театралов.

В 90-е, когда во всем в стране происходили изменения, случились они и в Доме культуры. Кукольный театр сначала выселили в пристройку, а к нулевым для детского творчества совсем не осталось места. Руководитель объединения хотела забрать кукол домой, но ей сказали, что созданное на заводские деньги уносить нельзя. А спустя некоторое время Анфиса Ивановна узнала, что куклы и реквизит уничтожены – их сожгли.

Пошла к дому культуры убедиться, а попала на пепелище.

– Мы кукол по забору развешивали, что-то люди растащили, а остальное куда девать – сожгли, – равнодушно рассказали работающие у здания люди. – Много здесь всякого добра было.

Для Анфисы Ивановны это была огромная потеря. Лишь несколько чудом уцелевших кукол она унесла домой.

– Не убивайся ты так! Посмотри, какой завод развалили, а ты о куклах горюешь, – утешал муж.

С супругом Анфиса Шальнова прожила счастливые 55 лет, пока их не разлучила смерть. Вырастили дочь, были очень рады появлению двух внучек. А теперь уже и четверо правнуков стали совсем взрослыми – настоящая гордость.

В этом году Анфиса Ивановна отметит 90-летний юбилей. Она по-прежнему любит мастерить что-то своими руками. Сама прядет пряжу и вяжет пуховые платки. Рисует пейзажи и пробует силы в портретах. Еще в последнее время увлеклась вышивкой. А какие Анфиса Ивановна печет пироги! «Это просто уникальная женщина, в которой сила духа сочетается с женственностью и обаянием», – отмечают в Совете ветеранов. И пусть сегодня она понимает, что в нынешних условиях возродить в Орске кукольный театр очень сложно, ей, несомненно, было бы очень приятно, если бы кто-то взялся за это дело.

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!