Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ИнтервьюОбразование и наука

И судьба пред тобой преклонится!

Про Анну Филипповну Мирошкину мне рассказали в Совете ветеранов Октябрьского района: очень интересный человек, с феноменальной памятью. И действительно, говоришь с этой удивительной женщиной – и как будто смотришь фильм, с точными датами, именами, событиями, образами людей. Увлекательный и очень яркий.

20 марта Анне Филипповне исполнится 86 лет. Она родилась в Тоцком районе Оренбургской области. Мама, Татьяна, была неграмотная. Очень хотела учиться, но отец ей сказал: «Бабья дорога – от печки до порога. Незачем тебе! Вот пеки пироги, вяжи, шей». Дед Дмитрий был зажиточным середняком, хватким и жестким. Держал лавку в деревне. Но помогать ему в торговле было некому: не нашлось грамотных в округе. Кроме батрака Филиппа Зубкова. Он был очень умный, самоучка. Отец велел Татьяне выйти за него замуж. Батюшка на венчании дважды повторил вопрос: по любви ли выходишь? Татьяна два раза смолчала – не могла обманывать (она ждала любимого с войны). А на третий кивнула головой, обливаясь слезами.

– Двадцать лет прожила мама с отцом, – рассказывает Анна Филипповна. – Родила десять детей. В живых осталось только шестеро. Жили бедно, но дружно. Я с пяти лет мечтала стать учительницей. Собирала вокруг себя детей и «преподавала». Ну, какая учительница? Это было как небожитель тогда. А дальше семилетки в семье никто не шел. Самое лучшее, что ожидало, – работа доярки. И все-таки мечта сбылась. «Силой воли достигнешь всего. И судьба пред тобой преклонится! Знай, что счастья нет у того, кто его не умеет добиться!» – прислала школьная подруга открытку. И эти строчки стали вести меня по жизни.

Когда Аня закончила семилетку, судьба сделала ей неожиданный подарок: к подруге Кате приехала старшая сестра, Татьяна Александровна, которая жила в Узбекистане в каракулеводческом совхозе. Она предложила забрать с собой и Аню.

– Мама ей ответила: «Да куда ей – такая маленькая, худенькая!» Я маму уговаривала, обещала, что все будет хорошо. А тут на беду простыла. И всю ночь грела самовар и полоскала горло. Утром пришла Татьяна Александровна и забрала меня. Посторонняя женщина, а сыграла такую важную роль в жизни!

Трое суток они ехали в товарном вагоне, потом – на автобусе. В совхозе девочек определили в бухгалтерию. И уже через четыре месяца, в 15 лет, Аня могла составить отчет крупного хозяйства. Два года копила деньги на учебу. Как-то Аня прочитала в газете о наборе в Самаркандское женское педагогическое училище. Обрадовалась и сразу написала. Пришел вызов. Юных абитуриенток, человек 20, поселили в одной комнате. Спали на полу. Туда пришел председатель приемной комиссии, спрашивал, кто и откуда, кем работают родители.  Начались экзамены по семи предметам. Аня все сдала в числе лучших, только с одной четверкой. На радостях пошли с подружкой покупать мороженое по 5 копеек. Такое вкусное! А когда пришли на оглашение списков, услышали вдруг: «Зубкова, забери документы!» Аня заплакала: «Как же так? А троечников приняли!» Но спорить не посмела. Девушке дали обходной лист, где последним должен расписываться секретарь партбюро Линеев Петр Алексеевич. Он принимал экзамены по географии, истории и Конституции. Очень удивился, что отлично подготовленную девушку не приняли. Вызвал председателя приемной комиссии и отругал его. Аню оставили. 

В Орск Анна приехала в 24 года, в 1959 году, уже с мужем Александром Мирошкиным. Вспоминает, как шла по улице и возле районо встретила женщину, которая спросила: «Вы случайно не учитель? Да? Тогда приходите завтра в нашу 31-ю школу!»

– Я пришла, зашла к директору, – вспоминает Анна Филипповна. – За столом – высокая гранд-дама, Галина Михайловна – жена председателя горисполкома Ивина. И говорит мне: «У нас есть четвертый, хулиганский, класс. Возьмете?» Рассказала про них. У меня волосы встали дыбом: что это за дети такие неуправляемые? Попросила разрешения походить на уроки и  решила: «Беру этот класс!»

 В 31-й школе было заведено в конце недели собирать линейку, на которой директор по итогам вручала переходящий вымпел лучшему классу. Анна спросила своих учеников:

–Вам нравится, когда вас называют самыми плохими?

– Неееет!

– Будете исправляться?

– Будем!

Классный руководитель провела собрание. И родители помогли закрасить парты, исписанные вульгарными словами. Преобразования прошли и в самом детском коллективе: самых хулиганистых учеников Анна Филипповна назначила ответственными за дисциплину. Через две недели директор уже вручала вымпел: класс стало не узнать!

Когда Анна выпустила своих детей из начальной школы, то и сама перешла в другую, поближе к дому. Стала работать в школе № 1 имени Макаренко. Там был очень требовательный библиотекарь: дети должны читать много, и точка! А если это не так, то всему виной педагоги! Анна Филипповна за каждую прочитанную книгу ставила плюс. Как ученик получал четыре плюса – по внеклассному чтению ставилась пятерка. И это работало!

Прошло время. Мирошкина окончила литфак Орского пединститута, уже стала мамой двоих детей и много лет отработала в школе № 27 завучем начальных классов. Там ей вручили медаль «100 лет со дня рождения В. И. Ленина», 2 раза заносили на Доску почета Октябрьского района, 2 раза – на городскую Доску почета. Успешный и активный педагог на общественных началах возглавляла университет педагогических знаний Октябрьского района для учителей начальных классов.

И судьба опять совершила крутой поворот: в школе уменьшилось количество учеников. Анне Филипповне оставили только полставки литературы в 7-м классе. И она приняла предложение перейти на работу инспектором в отдел образования районо. Стала заведовать методкабинетом. В 1966 году ее приняли в коммунисты на бюро райкома. А потом Людмила Кондратьева, завотделом пропаганды и агитации райкома, пригласила работать своим замом. Анна Филипповна занялась учебой пропагандистов и политинформаторов. Политика партии была направлена на то, чтобы и город, и село развивались. И все было ясно и понятно. Хорошо учись, трудись, старайся – и будешь продвигаться по жизни. Молодым специалистам давали жилье, распределение на работу. Передовикам – награды и премии. Анна Филипповна вспоминает, что когда вывела в передовые четвертый, «хулиганский», класс, директор 31-й школы сразу принесла ключи и сказала: «Занимайте комнату 22 метра в трехкомнатной квартире на Новосибирской!» И для молодой семьи, жившей в съемном жилье без удобств, это был настоящий рай: вода горячая, ванна, отопление.

Когда упразднили Коммунистическую партию, Анна Филипповна оказалась безработной. А до пенсии почти год. «Как же так? – плакала она ночами. – Жила работой, душу вкладывала. И вдруг – ненужный человек!» Однажды раздался звонок: директор школы № 15 Юрий Берг. Говорит: «Не хотите поработать?» Предложил должность завуча начальной школы.

– И вдруг я узнаю, что на второй год оставили 14 первоклассников. Попросила дать мне этот класс. И полставки заведующей, – рассказывает Мирошкина. – Разрешили провести эксперимент: я хотела вести этот класс до 9, полностью по всем предметам. Благодарна, что мне пошли навстречу, и все получилось. Все дети закончили школу, определились в жизни.

Всю свою долгую трудовую жизнь Анна Филипповна не мыслила себя без общественной деятельности.  И семья у них с Александром получилась дружной. Вместе с мужем они вырастили двоих прекрасных детей: сын Павел проработал главным механиком ЮУМЗа до закрытия завода, дочь Ольга работает в 11-й школе учителем.

– Настолько в душе горело желание быть полезной своей Родине, что хотелось этим делиться со всеми, – признается Анна Филипповна. На переломе эпох, когда рушилась огромная страна и люди теряли опору под ногами, а слово «патриотизм» произносить не рекомендовалось, она как завпунктом лекторской группы «Знание» приходила в трудовые коллективы и говорила с людьми о любви к Отчизне и о социалистических моральных ценностях.

Муж Анны Филипповны работал в милиции. Дослужился до майора. Возглавлял опергруппу. Умер на рабочем месте. Сначала перенес обширный инфаркт, а потом инсульт. Хоронили Александра с почетным караулом. Шел 1991 год. Ему было 56 лет, а Анне – 55.

– Да, жизнь прожить – не поле перейти, – говорит много повидавшая и пережившая женщина

Когда ей было без малого 70 лет, зацепилась на темной остановке за металлическую петлю, халатно оставленную строителями, и упала на асфальт. Скорая помощь посчитала травму обычным ушибом. И только через неделю, когда боль стало невозможно терпеть, врачи сделали снимок, и выяснилось, что это был перелом шейки бедра. Месяцы неподвижности. И если бы не забота дочери и ее семьи, неизвестно, встала бы Анна Филипповна на ноги. Но она встала! Сначала сползала на коврик, чтобы делать зарядку. Потом на костылях – в реабилитационный центр на Карельской. Плавала в бассейне. Жаловаться на строителей и медиков не стала: «У меня такой характер – не могу злиться и обижаться!» Она оптимистка. Сейчас, когда отошла от общественной деятельности и к тому же почти потеряла зрение, продолжает интересоваться политикой. Слушает передачи, переживает за Родину и радуется, когда молодые журналисты в дискуссиях одерживают победы. Верит, что в конечном итоге Россия станет великой страной, оплотом нравственности. Как и мечтали несколько поколений советских людей!

Ирина Реутова,

корреспондент

Spread the love
Click to listen highlighted text!