Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ИнтервьюОбразование и наукаСпорт

Интервью с педагогом Вячеславом Кистерским, который представлял Орск в финале всероссийского конкурса

Педагог допобразования Центра детского и юношеского творчества «Искра», тренер по гиревому спорту Вячеслав Кистерский оказался в четверке представителей Оренбуржья .

Он с коллегами принял участие в финале всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», который проходил в Санкт-Петербурге. Орчанин стал победителем заочного этапа и вошел в десятку лучших педагогов физкультурно-спортивного направления. Вернувшись домой, он побывал в гостях у «ОГ».

 

– Вячеслав Владимирович, какие впечатления у вас оставил финал конкурса?

– Мне бы хотелось отметить отличный уровень организации: конкурсные испытания, церемонии открытия, закрытия, награждения – все было на высшем уровне. Судило нас очень представительное жюри. В моем, физкультурно-спортивном, направлении председателем выступил профессор кафедры методики физкультуры. Также в состав жюри вошли директора методических центров, московских и казанских школ, чьи педагоги ранее становились победителями конкурса.

Первые очные испытания проходили в новой инженерно-технологической школе. Очень впечатлило то, что все там устроено по последнему слову техники. Оборудование, о каком можно только мечтать. Ученики ходят в одинаковой форме с логотипом учебного заведения. Такой и должна быть современная школа.

 

– Что включали в себя финальные испытания?

– Заочный этап всероссийского этапа конкурса начался сразу по завершении регионального, еще в июне. Он состоял из двух туров. В первом каждый педагог представил видеоролик с самопрезентацией. Из 70 человек в каждой номинации было отобрано по 26. Во втором туре мы также представляли видеоматериалы и проходили тестирование на знание нормативно-правовой документации в области образования. В результате было отобрано по 10 победителей, которых пригласили в Санкт-Петербург. Всего было 9 номинаций, так что в очных финальных испытаниях участвовало 90 человек.

В первый день мы давали мастер-классы. У меня была фокус-группа из педагогов дополнительного образования Санкт-Петербурга. Я знакомил их с гиревым спортом, с традиционной и инновационной методиками преподавания. Предложил им свою инновацию: показал, как можно заниматься гиревым спортом, когда у людей мало времени, когда есть усталость от физической нагрузки.

Второй день был посвящен командной работе. Нас разделили на подгруппы, и каждая получила свое задание. Моей команде предложили организовать сетевое взаимодействие учреждения дополнительного образования с национальным Александровским театром. Хоть это совсем не то, чем каждый из нас привык заниматься, было интересно. По итогам двух испытаний в каждой номинации были отобраны лучшие педагоги, они продолжили соревноваться за звание победителей, а мы отправились культурно отдыхать.

 

– Раньше вы бывали в Питере?

– Да. Но каждый раз, оказываясь в этом городе, я понимаю, что многого еще не видел. У меня есть любимое место – Александровский парк, где расположены Зимний дворец, Адмиралтейство, Исаакиевский собор. Но отходишь в сторону – там новые музеи, новые туристические развлечения. Честно говоря, Питер нравится мне больше Москвы. Он чище, в нем нет суеты.

 

– Спортивный зал новой школы, где вам довелось побывать, отличается от орских?

– В нашем городе такого, к сожалению, нет. Тренажерный зал там на уровне лучших фитнес-клубов области. Все оборудование доступно детям, там проходят уроки.

 

– Вы единственный представляли на конкурсе гиревой спорт?

– В региональном этапе нас, гиревиков, было двое. А в финале оказался только я.

 

– Сегодня этот вид спорта популярен?

– Не так, как хотелось бы. Указом президента гиревой спорт объявлен национальным видом. В вооруженных силах он обрел второе дыхание. В ходе сдачи нормативов ГТО поднятие гири может выступать альтернативой подтягиваниям на перекладине. Но гиревой спорт – довольно сложное направление. Для того чтобы заниматься им, нужен характер. Несмотря на внешнюю разницу, он очень похож на лыжный спорт, на плавание. Хочу отметить: если ребенок пришел на тренировку и его затянуло – это любовь на всю жизнь. У меня есть выпускники, которым уже по 30 лет, и они продолжают заниматься с гирями. Некоторые выбрали для себя спортивное направление в работе. Один из ребят работает военным воспитателем, одна из девушек – учителем физкультуры. Трое спортсменов поступили в военное училище, один из них уже окончил его и служит в зоне СВО. Есть ребята, которые работают в полиции. Со многими я поддерживаю связь.

 

– С ребятами какого возраста вы предпочитаете работать?

– Самых маленьких набирал 10-летних. Бывало, ко мне приходили и 17-летние парни, которые хотели участвовать в соревнованиях, я их готовил. Считаю, что оптимальный возраст для начала занятий гиревым спортом – 8-10 лет, для участия в соревнованиях – с 12 лет. При работе с ребятами разного возраста ставятся разные задачи. Младших нужно увлечь, не дать потерять интерес. А со взрослыми работаешь на результат. Большой плюс гиревого спорта в том, что для него не требуется какого-то особого оборудования: нужен 1 квадратный метр и гиря. Если есть штанга, гантели, скамья для пресса – это, конечно, плюс, но вполне можно обойтись и без них.

 

– Вы тренируете ребят на базе школы № 52. Знаю, что к вам ходят и девочки. Не вреден ли гиревой спорт для женской фигуры?

– Не только не вреден, но и очень полезен, если заниматься им правильно. Гиревой спорт относится к видам с циклической нагрузкой, так что перекачать мышцы сложно. А по травмоопасности он находится ниже 20 места. Заниматься им можно долгие годы и мужчинам и женщинам.

 

– Какое свое достижение как тренера считаете самым значительным?

– В 2019 году я готовил сборную педагогического колледжа к выступлению на спартакиаде «Юность Оренбуржья». Победить могла только та команда, в которой все участники хорошо подготовлены. Мы заняли 1 место. Если говорить об индивидуальных победах, мои ребята выполняют нормативы КМС, есть девочки-перворазрядницы.

 

– Вячеслав Владимирович, вы обмолвились, что демонстрировали на конкурсе свою инновационную методику преподавания. В чем ее суть?

– В преодолении усталости. К примеру, она накапливается у ребят концу учебного года, и растянутое время учебно-тренировочных занятий очень сильно на них давит. Мы не должны уменьшать нагрузку, но можем сделать занятие более коротким и интенсивным. Оно сокращается примерно на треть, а освободившееся время посвящаем игровой деятельности: баскетболу, волейболу, футболу, настольному теннису…

А еще, если раньше тренировка по гиревому спорту заключалась только в выполнении соревновательных упражнений, то сейчас есть много несоревновательных, которые развивают ту или иную группу мышц, то или иное качество. Я объединил ряд таких упражнений в одно и вижу, что это дает хороший результат.

 

– Ранее в интервью нашей газете вы рассказывали, что к гиревому спорту пришли после ДТП, стремясь восстановить здоровье. А до этого занимались спортом?

– До армии я занимался лыжами. Застал те времена, когда государство возило нас на сборы и соревнования. Проехал весь Урал, всю Сибирь. И в армии я продолжал лыжную подготовку. Вернувшись домой, играл в футбол за городскую команду. После аварии нашел упражнения с гирями и начал делать их для поправки здоровья. Когда оно стало восстанавливаться – проснулся спортивный азарт. Стал выступать на соревнованиях и продолжал до 39 лет. Почему остановился? Когда ты участвуешь в соревнованиях, вся жизнь строится вокруг тренировочного процесса: режим сна, режим питания, нужно тренироваться 4-5 раз в неделю. Сейчас мне 46 лет, я выступаю среди ветеранов, недавно в Оренбурге завоевал 2 место. Люблю покататься на коньках, участвую в «Кроссе нации», «Лыжне России». В этом году с дочерью выступали на чемпионате области по легкой атлетике среди любителей, с сыном – в «Семейной эстафете» в парке Строителей. Летом всей семьей мы часто бываем на стадионе. Зимой со средней дочерью ходим на лыжах. Сын играет в хоккей. Старшая дочь уже взрослая, живет отдельно, занимается легкой атлетикой.

 

– А чем вы увлекаетесь помимо спорта?

– Летом всей семьей ездим на рыбалку на Урал, Орь или Ириклу. Собираем грибы. Каждый год на 4-5 дней стараемся выезжать с друзьями в Башкирию, на берег Сакмары. Там очень красиво: река, лес, есть грибы и ягоды. Правда, змеи и медведи тоже есть. Несколько лет назад к нам подъехал пастух и предупредил, чтобы мы были осторожны: ночью медведь задрал у него корову. Мы всегда выезжаем с двумя собаками, так что чувствуем себя в безопасности…

Люблю ходить в театр, стараюсь приучить к этому сына. Всей семьей с удовольствием посещаем музеи. А еще мой отец (к сожалению, его уже нет в живых) с детства научил меня перед сном читать книги. Он делал это сам и говорил: если мало времени, прочти хотя бы 10 страниц.

 

– Что читаете сейчас?

– Четыре книги одновременно. Они совершенно разные по жанрам. Это художественная книга об алхимике, мемуары журналиста о группе «Металлика», книга о физиологии в физкультуре, а также справочник по гиревому спорту. Первые читаю для души, последние важны для того, чтобы расти в профессии. А педагог всегда должен расти!

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

На фото: Орский педагог Вячеслав Кистерский в финале всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям». Фото Инженерно-технологической школы № 777 Санкт-Петербурга предоставил Вячеслав Кистерский

Spread the love
Click to listen highlighted text!