Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ИнтервьюКультураОбщество

Интервью с участницей выставки «Палитра творчества»

В настоящее время в городском выставочном зале экспонируются работы художников-любителей «Палитра творчества».

В коллективной выставке приняли участие более тридцати авторов из Орска, Новотроицка, Гая, Светлого, представив зрителям порядка двух сотен работ.

Экспозиция впечатляет своим многообразием: это живописные пейзажи, выполненные маслом, акрилом, а также яркие натюрморты, портреты, графические работы, написанные акварелью, пастелью, карандашом. Отдельного внимания заслуживает декоративно-прикладное искусство: расписная керамика в стиле народной игрушки, душевные куклы-обереги, цветочные композиции, а также изделия из натуральной кожи.
В числе авторов оказалась и молодая художница из Орска Валерия Седова. На выставке представлено три её картины. С Валерией побеседовал наш корреспондент.

– Валерия, ваши работы на выставке привлекают внимание. Они достаточно профессионально выполнены. Откройте секрет, вы художник-любитель или всё-таки имеете специальное образование?
– Родом я из города Гая. Увлекалась рисованием с раннего возраста, наверное, лет с шести. Поэтому училась в Гайской художественной школе на отделении станковой живописи и композиции. В пятнадцать лет уехала в Башкирию. Вообще готовилась к поездке в Санкт-Петербург, но так получилось, что мама переориентировала меня. Дочка её друзей поступала в колледж в Башкирии, и мама предложила мне тоже туда поехать. Привезли меня в Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж и оставили одну в общежитии: ни знакомых, ни родственников. Это был мой первый опыт переезда в неизвестность. Но всё получилось, меня встретили замечательные люди, я отучилась, получив специальность учителя изобразительного искусства. В Стерлитамаке я заразилась страстью к импрессионизму и пейзажной живописи. И путь к совершенствованию мастерства всё-таки привёл меня в северную столицу. Я всегда туда рвалась, потому что там Академия художеств, поучиться хотелось в значимом месте. Но так вышло, что когда я приехала в Санкт-Петербург, встал вопрос о работе. Когда уезжаешь в большой город, самое главное – узнать его получше, а устроившись на работу – не впасть в такое состояние, что ты только работаешь: работа – дом и так по кругу. Это и есть то, что я называю состоянием гастарбайтера. Я попала в эту ловушку и не смогла поступить в вуз.

– Надеюсь, Санкт-Петербург подарил вам не только разочарование, были и другие впечатления, более радужные?
– Конечно, ведь в Петербурге есть Эрмитаж, Русский музей. В Русском музее мне посчастливилось побывать на выставке Врубеля, привезли все его картины. Это просто восхитительно, я была в восторге. Техника смешения разных материалов, искусство передавать цвета меня просто потрясли.

– У вас любимый художник Врубель?
– В том числе. Врубель и Моне. Импрессионисты меня зацепили своим отношением к жизни.

– Живопись, преподавание живописи дают вам средства к жизни? Или вы занимаетесь чем-нибудь другим?
– Я стараюсь жить разнопланово: в своей маленькой мастерской занимаюсь созданием украшений и оберегов из натуральных камней, природных материалов и глины. Даю индивидуальные занятия взрослым людям, которые тянутся исполнить свою давнюю мечту и научиться живописи. Пишу портреты на заказ. В последнее время очень увлеклась славянской культурой. Это интересно, это корни. Нужно понимать хотя бы, как жили наши предки. За десятки лет после революции нами потерян огромный слой нашей истории, который идеологи перечеркнули и просто изничтожили. Мне интересно, когда в наше время люди воссоздают крупицы утерянных знаний, пишут книги на эту тему. Может быть, действительно есть что-то такое, чего мы не знаем.

– Какие жанры в живописи вам ближе всего?
– Пейзажи. На выставке «Палитра творчества» как раз выставлено три моих пейзажа.

– Мне больше запомнилась ваша пейзажная зарисовка «Батуми». Как она создавалась?
– Ну, начну с того, что в 2023 году я четыре месяца провела в Грузии, в Батуми. Это было зимой. Мне там очень понравилось. Удивительный менталитет в этой стране, удивительная культура – всё яркое. И люди яркие. Но больше всего меня поразило ночное море. Окна моего номера в гостинице выходили на берег. И ночью, когда выходишь на террасу, видишь, как звёздное небо, постепенно темнея, опрокидывается в эту морскую стихию. Это что-то просто невообразимое. Момент, когда стирается граница между небом и морем, похож на чёрную бурю: и страшно, и величественно. Набросок я сделала, что называется, с натуры, а когда вернулась, дорабатывала его.

Валерия Седова в выставочном зале на фоне своей картины «Батуми»

– Как я понял из вашего рассказа, сюжеты для картин дарит вам природа?
– Природа и эмоции, которые я испытываю в процессе её наблюдения. Причём эмоции здесь, как правило, на первом месте, поскольку это – индивидуальность творца, в данном случае художника, та творческая искра, которая озаряет весь холст, оживляет его.

– В какой момент вы понимаете, что картина удалась?
– Я перфекционист. Пока я не доведу работу до совершенства в моём понимании, я не успокоюсь. Иногда, бывает, вижу огрехи в работе, когда картина уже сделана. А так как с маслом работать сложнее, то я беру мастихин и без сожаления полностью весь слой краски снимаю. Это процесс болезненный, конечно. И ещё бывает очень обидно.

– В начале нашей беседы вы сказали, что пишете портреты на заказ. Значит, жанр портрета тоже занимает какую-то нишу в вашей творческой деятельности?
– Это самый нелюбимый мой жанр, если честно. Но чтобы войти в процесс, я люблю пообщаться с человеком, прежде чем писать портрет. Так высветляется внутренний его мир. Хотя иногда случаются парадоксы. Как-то рисовала старушку, с которой мы смеялись в процессе написания портрета. А на картине глаза получились грустные.

– Это, видимо, то же самое, что у писателя, когда он говорит, что образ героя увёл его куда-то в сторону.
– В написании портретов у меня есть свои маленькие хитрости и секреты. Я стараюсь подобрать музыку под настроение портрета. Так, когда писала семейную пару в поцелуе, включила себе очень романтичную музыку – и это подсказало мне идею портрета. Акцент был сделан на фон, где было много сопутствующих ситуации слов, и на этом фоне изображены были молодожёны в черно-белом варианте. Очень удачно получилось.

– Портрет был сделан по фотографии? Вопрос на засыпку, потому что если вживую, то сколько должен длиться поцелуй?
– Конечно, по фотографии (смеётся). Сейчас никто не соглашается позировать по четыре-пять часов. У людей нет времени, да и терпения тоже.

– У писателя есть девиз: ни дня без строчки. Какой девиз у художника?
– Художник не может не писать. Я слышала эту фразу, и она очень сильно мне понравилась, потому что для художника зарисовки для написания картины – это как дышать.

– Не жалко, когда сделали картину на заказ, а хотелось бы оставить её в своих запасниках?
– Написала однажды куст сирени, немного отталкивалась от стилистики Ван-Гога, и в конце так не хотелось картину отдавать, а это было сделано на заказ.

– А если сделать копию со своей же картины?
– Не получается. Технически, а эмоционально трудно и даже невозможно вернуться к уже пережитому состоянию. Даже музыка в этом случае не помогает совершенно.

– Сколько у вас на сегодня написано картин?
– Я не считала, думаю, что уже больше сотни, это с теми, что проданы. Я храню их дома, в запакованном виде. Использую маркетплейсы для продажи. Очень люблю дарить свои картины, вот почему они помещаются у меня в относительно небольшом пространстве.

– Что такое, на ваш взгляд, счастье?
– Очень непростой вопрос. Счастье – это возможность быть понятым и принятым таким, какой ты есть. Для меня лично это – видеть солнце, мир вокруг, слушать ветер. И, конечно же, воплощать это в новые работы, новые картины.

 

Сергей Рассказов,
специальный корреспондент

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Click to listen highlighted text!