Ираида Бакулина: «С западной Украины мы добирались три месяца»
Ираида Бакулина руководит Советом ветеранов поселка Гудрон. И свой возраст, а она родилась в 1942 году, ей замечать особо некогда.
У Ираиды Александровны всегда много хлопот. Недавно прошла отчетно-выборная конференция Орского Совета ветеранов, где она присутствовала как делегат и получила почетную грамоту. Следом прошел пленум городской ветеранской организации. Выбран состав членов бюро, президиума, комиссий, руководители районных советов. Теперь предстоит сверстать планы и с азартом продолжить работу.
Мероприятия, встречи со школьниками, помощь ветеранам требуют внимания практически ежедневного. Сейчас, когда противоэпидемические ограничения сняты, у общественных организаций буквально открылось второе дыхание. И ко Дню Победы, одному из любимейших праздников, ветераны готовятся творчески и в митингах, шествии «Бессмертного полка» обязательно примут участие.
– А какие концерты у нас проходят в поселке душевные и веселые, приезжайте! – приглашает Ираида Александровна.
И признается, что никогда не променяла бы наш скромный степной Орск, а в нем свой родной Гудрон, к которому прикипела сердцем за долгие годы, ни на какие другие края, даже самые красивые, хотя видела их немало.
Впервые Ираида отправилась в длинный путь вместе с родителями, братьями и сестрами на другой конец страны, когда ей было всего 3 года. Отец работал машинистом на железной дороге. Осенью 1945 года, посоветовавшись с женой, откликнулся на призыв партии: несколько семей орских железнодорожников поехали на Украину для участия в восстановлении ее народного хозяйства. Семья, где было 5 детей, загрузила вещи и продукты в теплушку и устремилась навстречу неизвестности. Их поселили у станции Здолбунов в Ровенской области Западной Украины. В служебном бараке выделили комнаты. Отец начал водить поезда. Тогда еще вывози-ли раненых и возвращались с фронта. Из Германии, Польши шли эшелоны с солдатами – с флагами, гармошками. Детвора, услышав гудок паровоза, мчалась на перрон. Бойцы, наскучавшись по своим семьям, брали ребятишек на руки, угощали галетами, печеньем, конфетами. Ираида Александровна с улыбкой вспоминает, как в 1947 году один офицер, узнав, что детей в семье много, просил у мамы взять ее на воспитание. Говорил, что все его родные погибли. А он даст девочке образование и будет помогать всей семье.
– Так я ему понравилась – беленькая, кудрявая, да еще в красных туфельках, – шутит Ираида Александровна. – Да я и сама уже почти согласилась поехать: дяденька в форме, с красивыми погонами, конфетами щедро угощает. Но мама, конечно, не согласилась. В памяти остались и большие пушистые елки на Новый год, украшенные пряниками, сушками, конфетами, золотистой мишурой. Праздники всегда отмечали весело. И вообще жили дружно с другими семьями в бараке. Очень помогали нам местные жители: передавали продукты, одежду, обувь. Мой брат, уже в Орске, называл себя украинцем. Мы шутили: «Как же, в русской семье – и украинец?» А он отвечал: «Мне так нравится!» Ровенская область – цветущий, благодатный край. Чернозем, дожди в меру, все растет. В лесах много дикой малины, яблок, грибов, сливы. Но жители боялись заходить в лес. Там еще прятались бандеровцы. Не щадили и местных. Люди пропадали. А грабить поезда было за правило. Мама всегда волновалась, когда ждала папу из поездки. Не спала ночами. В рейс обычно отправлялись трое: машинист, помощник и кочегар. Бывало, что бандиты запрыгивали на ходу в состав и срывали стоп-кран. Им нужен был груз. Если пойдет кочегар и не возвращается, значит, убили. Уйдут осматривать состав двое, придут – а машинист уже мертвый.
В 1949 году семья, в которой было уже восемь детей, отправилась назад, в Орск. Им опять дали теплушку. До Урала добирались три (!) месяца.
– В пути было весело, интересно, люди ходили друг к другу в гости, – делится Ираида Александровна.
В родном городе девочка пошла в школу, в первый класс. Потом закончила физмат Орского пединститута, а позже еще и географический факультет. Вышла замуж. Как и мама, за машиниста железной дороги. Молодой семье дали квартиру на Гудроне. Родилось двое детей. Ираида начала работать в школе № 88. Да так и осталась ей верна на долгие 50 лет. Трудилась до 2011 года, до 70-летнего возраста. И работала бы еще, да дети убедили, что пора на отдых. Заслуженный. Только что значит отдых для таких энергичных людей? Смена деятельности. Ираида Александровна прекрасно вяжет – паутинки, шарфики, платки. Не раз участвовала в выставках мастериц-пуховниц Орска. Но педагогу, всю жизнь посвятившему школе, без общения с людьми тяжко. И когда Ираиде Александровне предложили заниматься Советом ветеранов поселка, она охотно согласилась. Со временем организации выделили помещение с отдельным входом в той же школе. В красивом актовом зале старшее поколение проводит праздники, для них выступают с концертами дети. А какая же бабушка не придет, если внук старается на сцене? Мероприятия пользуются успехом еще и потому, что в поселке многие друг друга знают. И традиции сохраняются еще с советских времен, лучшие традиции.
– Идешь по улице, и люди здороваются. С кем-то я работала и работаю, с кем-то живу рядом, несколько поколений школьников выучила. Такое уважение дорого стоит, – делится Ираида Александровна.
И вообще, она убеждена, что пословица «Где родился, там и пригодился» имеет глубокий смысл. На Гудроне выросли и выучились ее дети, в этот поселок много энергии и души вложила вся семья. Брат, Анатолий Александрович Нарожный, работал директором ЖБК. При нем к 88-й школе был сделан пристрой с бассейном, столовой, двумя спортивными залами. Он много сделал для Орска, и сейчас его имя носит улица на ОЗТП. В 2020 году имя Ираиды Александровны занесли на Доску почета Советского района за достижения в работе с ветеранами поселка.
Ответственно подходить к своему делу, любить жизнь, сохранять к ней активный интерес, помогать друг другу и людям, быть оптимистом, верить в лучшее и стремиться действовать – список основополагающих качеств, которые заложили в своих детей родители Ираиды и которые были переданы следующим поколениям. И его можно продолжать. Но одним из самых главных качеств стала сплоченность, признается Ираида Александровна.
– Мама рано осталась вдовой, и мой муж умер рано. Вся родня поддерживает. Всегда. Мы и сейчас очень дружные. Любим друг друга и Родину. Свой Орск. В 80-е годы я побывала во многих городах по путевкам. Запомнился Крещатик в Киеве. Лавра. Украинцы такой поющий народ… Почему произошло то, за что мы так переживаем сейчас? Я вспоминаю, что давно, еще 30 лет назад, мы видели на Украине людей с лозунгами, и нам тогда это было удивительно. Но, значит, уже было зарождение национализма? Я думаю, что бандеровцы, которые остались с войны, так и не смирились с советским образом жизни. И воспитывали в таком духе свою смену. Передали ненависть к народу. И советскому, и украинскому, по большому счету. Свою лепту внесла Америка – страна, которая считает себя вправе диктовать всему миру свою волю. Наши воины стараются сберечь людей, здания, помочь мирному населению. Это в нас заложено. История не раз повторяется. Но все обязательно сложится хорошо, правильно, справедливо. Мы в это верим!
Ирина Реутова,
корреспондент