Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ИнтервьюОбразование и наука

Лекарь душ. Именно так называют педагога-психолога школы № 68 Наталью Гончарову ее ученики

Наталья Гончарова работает педагогом-психологом в специальной коррекционной школе-интернате № 68 с самого основания.

И если когда-то обращение к такому специалисту вызывало у людей скепсис, то сейчас от психологической помощи отказываются редко. Особенно она важна детям с особенностями развития, детям-инвалидам. Так в чем же заключается принцип работы лекаря душ?

– Моя профессия – относительно новая для школ, – говорит , рассказывает Наталья Александровна. – В 1996 году люди задавались вопросами: кто такой психолог, для чего он сюда пришел? Многие путали нас с психиатрами и боялись идти на консультации. Приходилось объяснять, что я педагог и могу помочь детям немедикаментозно – рекомендацией, педагогическим советом. И если у нас не получится решить проблему вместе с ребенком, тогда родители идут к медикам, и мы продолжаем работать параллельно с врачами.

Муки выбора профессии перед героиней статьи не стояли. Она точно знала, что пойдет в педагогику, оставалось только определиться с направлением. Им стала психология.

 – Когда я получала профессию, то еще не знала, что буду работать с детьми с нарушением слуха, – рассказывает Наталья Александровна. – Поэтому пришлось много учиться, повышать квалификацию, самой искать информацию, ведь в то время еще не было развитого интернета. Сейчас я веду в школе 2 коррекционных курса: дополнительные коррекционные занятия для детей начальной школы и учебно-познавательную деятельность для учеников с 5 по 10 классы.

В школе-интернате обучается 38 ребят, и у психолога есть возможность заниматься с каждым из них индивидуально и в группе.

– Детей у нас мало, и я их не разделяю на тех, кому нужна помощь, а кому – нет, – поясняет педагог. – Даже тех, кто очень хорошо учится, я беру на занятия. Для меня все дети одинаковые. А для них это смена обстановки, другой класс, другой кабинет. Ребята на моих занятиях очень любят играть в песочнице. Мы проигрываем сказки и свои истории, и дети могут поставить себя на место героя. Это хорошо развивает мышление, творческое воображение и фантазию. Также я использую элементы сказкотерапии, арт-терапии. На занятиях с использованием арт-терапии дети рисуют, раскрашивают заготовки-мандалы; также мы занимаемся пуговичной терапией. Форм взаимодействия множество, работаем и с природным материалом: к примеру, детям нравится раскрашивать красками в разные цвета морскую соль и потом создавать из нее картины. Чем больше и дольше делаешь что-то руками, тем больше ребенку в это время можно что-то показать, объяснить и рассказать. Дети настолько увлекаются, что это время очень благоприятно для проведения коррекции. Мы играем, и я могу задавать нужные вопросы и получать нужные ответы.

На сегодня разработано большое количество адаптированных методик, которые успешно применяются педагогами школы № 68. Имеются и собственные наработки, позволяющие проводить работу с детьми и правильно подбирать программу обучения.

– Мы проводим диагностику в игровой форме. Дети даже не понимают, что это диагностика, для них это просто игра, – говорит Наталья Александровна. – И только потом на основании полученных результатов подбираем коррекционную программу. Мы не можем одну готовую программу применять одинаково для всех. Работаем с каждым ребенком отдельно, соблюдая принцип дифференцированного подхода. Есть цель, и мы знаем, что необходимо добиться результата. Ищем, какими путями достигать его, идти к нему. Если не срабатывает один, мы пробуем другой вариант. Нерешаемых задач не бывает.

Все педагоги школы занимаются коррекцией: это развитие слухового восприятия и высших психических функций. Кому-то нужно скорректировать воображение, кому-то – память, мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу или поведение. Возможно, пересмотреть какие-то нарушения, мешающие развитию самооценки, межличностных взаимодействий или формированию статуса в классе. Состояние особенного ребенка зависит от разных факторов: темперамента, дня недели, времени подъема утром. Все надо учитывать в работе с такими детьми. Порой возникают трудности, и результат бывает виден не сразу, но он обязательно будет, пусть отсрочено! Педагоги в этом убеждались неоднократно.

– Наши дети должны быть на равных с другими, независимо от того, слышат они или нет, – утверждает наша собеседница. – Например, когда приезжаете в другую страну – вы же не понимаете сразу тех людей, с которыми начинаете общаться? Но проходит какое-то время – и появляется взаимопонимание. И здесь то же самое. Нам надо привыкать к ним, и наоборот. Очень тяжело малышам, которые приходят в первый класс. Меняется социальная ситуация, режим дня. Происходит определенная ломка, и нужно помочь ребенку пережить этот период. Сопровождать его, быть рядом, чтобы он чувствовал защиту и поддержку, что он не один. Кому-то удается адаптироваться быстрее, кому-то медленнее, все зависит от личностных индивидуальных особенностей. Для этого и существуют направления деятельности педагога-психолога: диагностика, коррекция, просвещение, консультации, профилактика. Затрагивают эти направления всех участников учебно-воспитательного процесса: учеников, родителей (законных представителей), учителей, воспитателей, узких специалистов, работающих с детьми.

Большую роль играет слаженная работа всего коллектива. В процессе четкого и слаженного взаимодействия удается быстрее добиться нужного результата. В школе нет случайных людей, здесь трудятся педагоги, отдающие воспитанникам свое сердце. Работают с ними, учат и воспитывают, не считаясь с личным временем. Активно включены в процесс обучения и родители. Контакт с ними начинается, как только ребенок приходит учиться, и продолжается после выпуска.

– Родители обязательно должны быть в курсе, как проходит работа с их детьми, – говорит Наталья Александровна. – Как они адаптировались, есть ли проблемы, какая нужна помощь. Родительские собрания и индивидуальные консультации проводятся в обязательном порядке, особенно по запросам. Основные проблемы, с которыми обращаются: поведение, нежелание делать уроки, слушать, сложности во взаимоотношениях, непонимание друг друга, неумение общаться, высокая самооценка, высокий уровень притязаний. Мой опыт работы позволяет найти общий язык с глухими родителями, поговорить с ними об их проблемах. Не могу сказать, что владею языком жестов в совершенстве, но общение построить могу. Они очень хорошо читают по губам, в речи используют дактиль, облегчающий понимание. Взаимоотношения у нас с родителями налажены, на консультации они приходят охотно, просят о них сами. Часто пишут, при необходимости обращаются за помощью и в выходные, и в вечернее время. Я всегда на связи и всегда готова помочь.

Особой заботы требуют не только первоклассники, недавно переступившие порог школы, но и выпускники, для которых начинается самостоятельная жизнь, полная страхов и сомнений.

– Наши ученики должны знать, какую профессию они смогут освоить, а какую – нет, исходя из своих возможностей; какую пользу смогут принести обществу, – отмечает психолог. – После окончания школы жизнь только начинается. Одна из главных моих задач – социально адаптировать ребят для того, чтобы они смогли безболезненно влиться в жизнь слышащих людей. Чтобы могли организовать себя, свою деятельность, создать семью, а не остаться за бортом. Это очень важно, ведь за пределами школы слышащих больше, чем глухих, и таким детям труднее привыкать к миру. Другие люди их не понимают и не всегда хотят понять. Ребенок, выходя из школы, попадает в условия, где ему придется показать себя и свой характер, а его нужно формировать.

Для разрешения как рядовых, так и сложных, порой даже конфликтных ситуаций проводятся тренинги, круглые столы, позволяющие смоделировать проблему и найти способы ее решения.

– В подростковом возрасте зачастую возрастают агрессивность, тревожность, имеющие различные причины, – поясняет Наталья Александровна. – Ученики переживают, что после школы не смогут себя реализовать. Очень много приходится работать в этом направлении. Помогает большое количество тренингов, лекций, консультаций, диспутов, информационных часов, часов общения. Наши воспитанники очень их любят. Почему? Жизнь же не проиграешь обратно. Мы сразу пишем ее на чистовик. Мы ничего не можем изменить из того, что уже произошло. Разве что получить второй шанс, но он будет уже на базе того опыта, который есть. А на тренинге мы можем поместить ребенка в искусственный конфликт – то на одну сторону, то на вторую, чтобы он проиграл разные роли, посмотрел разные пути выхода из ситуации и принял правильное решение. Таким образом складывается социальный опыт. Хорошо помогают в работе беседы, диалоги. Дети любят задавать вопросы, особенно в старшем возрасте. Очень важно, чтобы ребенок смог проговорить свои сомнения и рассказать о проблемах.

С прошлого года в учебном заведении работает служба школьной медиации (примирения). Наталья Гончарова прошла обучающие курсы и стала специалистом по сглаживанию конфликтов. К тому же она участвует в работе профессиональных сообществ психологов, где есть возможность получать новый опыт и делиться накопленным с молодыми специалистами. Уже много лет Наталья Александровна является специалистом высшей квалификационной категории.

Как говорит психолог, у каждого человека случаются кризисные периоды, и у нее в жизни был такой. Она решила сменить место работы, но через 3 месяца вернулась, поняв, что душой она со своими воспитанниками. Огромная радость – встретить любимых выпускников на улице и увидеть, что в жизни у них все сложилось хорошо, а значит, огромная работа проделана не зря.

Наталья Тимонина,

корреспондент

Фото из личного архива Натальи Гончаровой

Spread the love
Click to listen highlighted text!