О крушениях поездов, фруктовом саде и ветеранской работе
2 августа железнодорожники отметят свой профессиональный праздник. Из-за пандемии придется отменить традиционный концерт и торжественные встречи с руководством до лучших времен. Но тем не менее и действующие работники дороги, и ветераны найдут возможность сказать друг другу теплые слова поздравления. Среди них – связующее звено между поколениями и трудовыми династиями – председатель Совета ветеранов железной дороги, заслуженный работник транспорта, почетный железнодорожник Анатолий Новокщенов.
Анатолий Павлович – коренной орчанин. Судьба связала его с железной дорогой довольно необычным образом. Отслужив армию в Венгрии, молодой парень пришел в военкомат становиться на учет, и неожиданно задержался там в роли преподавателя по гражданской обороне и химзащите. Через несколько лет решил увильнуть от скучной работы в железнодорожники и после ответа на вопрос в отделе кадров о своей службе танкистом неожиданно подметил, что здешнее начальство отпустить его восвояси уже не готово. Выяснилось, что вагоны при сходах и крушениях растаскивали тягачи на базе ходовой части танка Т-34 со снятым верхом, и срочно требовался механик-водитель, умеющий такой машиной управлять. Так Новокщенов, благодаря армейским навыкам, и остался. Сначала механиком, потом мастером, наконец, заместителем начальника. Параллельно окончил техникум, институт и уже в 1982 году был назначен начальником восстановительного поезда. В этот период нужно было практически с нуля строить предприятие на месте былой свалки. Дело спорилось при бурном энтузиазме восстановителей, которые оставались после работы сверхурочно кидать асфальт, возводить объекты своими силами, безо всяких подрядчиков. И вскоре здесь появились здание, новые пути, асфальтовые дорожки, аллея передовиков производства, беседка, спортплощадка и цветочные клумбы и был заложен фруктовый сад.
– Весной, когда деревья цветут, тут настоящий рай, – с удовольствием отметил Новокщенов. – Растут семь сортов яблонь, абрикосы, вишня и хвойные деревья. Красота!
Задачей восстановительного поезда является ликвидация последствий сходов подвижного состава. Одним из самых трагичных крушений на памяти Анатолия Павловича стало столкновение поездов на станции Сара в 2002 году, когда погибли люди. Запомнилось и происшествие начала 90-х годов с грузовыми вагонами с соляркой у станции Алимбетовка поселка Джанаталап. Возник пожар. Горели 28 цистерн с дизельным топливом, арбузами, зерном, радиодеталями и другим грузом. Весь город тогда наблюдал зарево.
– Впервые в тот день увидел гору жареных арбузов, – вздохнул Анатолий Павлович.
На станции Дубиновка, недалеко от Кувандыка, был сход вагонов с изопропиловым спиртом, а в одной из бочек оказалось отравляющее вещество, и ближайшему поселку грозило расселение. К счастью, бочка оказалась целой. Только обувь восстановителей разъело, остались зимой без сапог. Какие только сложные сходы и аварии не приходилось ликвидировать…
Новокщенов с удовольствием рассказывает, какой техникой оснащен восстановительный поезд сегодня, с каким энтузиазмом работники бросали и бросают любые дела днем и ночью и в течение 30 минут после приказа прибывают на вызов. А в феврале, когда Анатолий Павлович отмечал день рождения, вихри да бураны никак не давали посидеть с гостями за праздничным столом. В это время самые заносы, только успевай выезжать на заметенные снегом пути и аварии.
Все это уже в прошлом, а сегодня хватает дел по патриотической работе с молодежью, за что Совет ветеранов железной дороги недавно получил орден Доблести от Российского Союза ветеранов вой-
ны. Команда здесь подобралась сплоченная и дружная, все работают ответственно и на опережение. Если скажут проводить акцию «Живой голос ветеранов», то выяснится, что железнодорожники уже несколько лет занимаются этой значимой работой. Если посоветуют научиться компьютерной грамотности, то удивятся, что ветераны уже давно в теме. А когда произошла трагедия на путях с девочкой-подростком, делавшей селфи на железной дороге, то в Совете ветеранов моментально откликнулись и приняли решение проводить занятия с детьми, рассказывать в лагерях и профилакториях о правилах безопасности.
– Были разные события, но чем я особенно горжусь, так это тем, что удалось в свое время сообща построить в поселке Казачий дома для рабочих предприятия, – подчеркнул наш собеседник. – Тогда возили железобетонные конструкции ночью и случайно разбили целую партию плит. У всех был шок, но с помощью прежнего руководителя Бориса Плохотнюка удалось привезти новые, а те использовали для складских помещений. Ничто не помешало завершить строительство. И сейчас там живут целые династии.
P.S. Анатолий Новокщенов поздравляет всех железнодорожников и ветеранов с профессиональным праздником и желает успехов и счастья.
Юлия Замятина,
корреспондент