Олег Скоморохов: «Учителю необходимо время на саморазвитие»
В преддверии Дня учителя, который ежегодно отмечается в России 5 октября, «ОГ» посвящает рубрику «Классная работа» педагогам – опытным и начинающим.
Что важно для учителя, каково его предназначение? Как завоевать расположение детей и чего не хватает современной системе образования? Сегодня говорим об этом и многом другом с Олегом Скомороховым, который более 30 лет посвятил работе в школе.
Олег Викторович – отличник общего образования Российской Федерации. В 1985 году переступив порог школы, он остался верен профессии надолго: преподавал физику и математику, руководил школой № 6, читал лекции в ОГТИ. С прошлого года оставил педагогическую деятельность, целиком посвятив себя депутатской работе. Олег Скоморохов является депутатом Законодательного собрания Оренбургской области от фракции КПРФ. Но как говорит сам Олег Викторович, по духу он остается учителем.
– После окончания педагогического института я, как и многие однокурсники, получил распределение в деревню. Тогда каждый из нас должен был отработать диплом, – делится Олег Скоморохов. – Меня направили в село Сухоречка Бузулукского района, в школу, которая незадолго до этого получила статус средней. Но несмотря на то, что это была сельская школа, в ней работал прекрасный педколлектив, которому сегодня могут позавидовать и наши городские школы. Все педагоги – с высшим образованием. Порядка трети сотрудников составляли представители старшего поколения, имеющие непререкаемый авторитет. Еще треть – учителя среднего возраста с опытом. И еще столько же молодежи. Посмотрите сегодня на наши орские школы: средний возраст педагогов – 54 года. А очередь из молодежи не стоит!
Когда начал работать в школе, мне дали нагрузку 19 часов. К сожалению, большинство коллег сейчас может только мечтать о подобном. Ведь многие вынуждены работать на 2-3 ставки. А это приводит к профессиональному выгоранию…
Олег Викторович подчеркивает: учитель не только должен отвести свои часы и дать детям знания, его задачей было и остается воспитание подрастающего поколения.
– Работая на ставку, мы все успевали. И денег хватало. Даже удавалось откладывать на крупные покупки, – замечает он. – Да, мы проводили в школе много времени – от темна до темна, но у нас были и дополнительные занятия, внеурочная деятельность. Одна из моих коллег организовала в школе секцию волейбола, и по вечерам мы играли в спортзале с ребятами. Проводили соревнования. У нас были две ученические команды, команда педагогов и команда колхозников.
Олег Скоморохов замечает: даже в чиновниках от образования того времени чувствовалась душа, в них не было напускной важности. Спрашивали строго, но хорошо знали свое дело, заботились о детях, а главное – к педагогам было человеческое отношение.
– Сейчас, увы, назначение учителя ушло на дальний план, – делится опытный педагог. – Все построено на каких-то показателях, не отражающих реальность, но красиво звучащих. А ведь не это главное в школе! Помню, как-то мой однокурсник выдал интересную мысль: если учитель по своей специальности за год не отштудировал какую-то монографию или работу по предмету, значит, это не учитель. А ведь, действительно, если человек не открывает для себя чего-то нового, он начинает деградировать как профессионал. Для любого педагога важно саморазвитие. Как бы хорошо он ни знал свой предмет, он должен развиваться, быть интересным человеком, тогда у него будет и авторитет.
Олег Викторович припоминает, как сам столкнулся с тем, что десятиклассники испытывали молодого педагога, и как совместная внеклассная деятельность – сборка светомузыки для дискотеки – помогла наладить контакт, показать: учитель живет не только уроками.
В чем же сегодня остро нуждаются педагоги и современная школа? На этот вопрос Олег Викторович отвечает, практически не задумываясь. Нужно немногое: создать материальные условия и комфортные условия труда. И готовить молодых педагогов в городе, учитывая потребность.
– Иначе уже в ближайшем будущем нашу систему образования ждет то же самое, что произошло в медицине, – заключает Олег Скоморохов.
Людмила Светушкова,
выпускающий редактор