Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Интервью

Орская обувная фабрика снабжала весь восток

Когда-то в Орске существовала своя обувная фабрика. Те времена прекрасно помнит 92-летняя орчанка Евстолья Новосельцева. Ветеран войны и труда рассказала нам о том, что привело ее в обувную промышленность и как работала фабрика в Орске.

– Я сибирячка, родилась в деревне в 50 километрах от Елани, – делится наша собеседница. – Отца не помню, знаю только, что он выделывал меха и кожу. Жили мы в большом доме. В 1932 году, когда начали образовывать колхозы, отца отправили в Сибирь. Оттуда он не вернулся. Мать осталась одна с четырьмя детьми.

Войну Ева встретила уже школьницей. Говорит, в деревне не голодовали – здесь были молоко, мясо, яйца. Но вкус травы она знает хорошо – крапива да лебеда шли в ход, когда не было хлеба. Из колхозных амбаров зерно выгребалось так, что едва оставалось на семена. В полях работали все. Учитывая, что мужчин забрали на фронт, это были женщины и дети.10-12-летние школьники трудились на равных со взрослыми. Война принесла не только лишения, но и горе. В январе 1945-го пришло известие о гибели старшего брата, Василия.

После школы Евстолья поступила в педучилище. За 50 км от дома приходилось добираться пешком, а когда зимой 1947 года отменили хлебные карточки, как и многие, она бросила учебу. Как-то надо было жить, а чем могла помочь семья из деревни?

Казалось, судьба предопределена: получишь паспорт, и все, ты вечный колхозник. А потому, когда объявили набор в ФЗО от Свердловского предприятия «Урал обувь», Евстолья схватилась за этот шанс как за спасительную соломинку.

– Я поступила учиться. Практически сразу меня поставили на конвейер фрезеровщицей, – вспоминает наша героиня.

Кстати, училась Евстолья Петровна в том же студенческом городке, что и первый президент России Борис Ельцин (только он получал образование в политехническом институте), и родились они в один день – 1 февраля 1931 года. Но пути никогда не пересекались. Разве что девчата из ФЗО бегали в буфет политеха за мороженым – там оно стоило дешевле.

Евстолья работала на фабрике, где в день выпускалось порядка 1 000 пар обуви, за смену приходилось обрабатывать от 300 до 500 пар. Как только окончила училище, ее сразу перевели в мастера. В 1952 году девушка поступила в Московский техникум легкой промышленности. Даже когда окончила его, замуж не торопилась, хоть и были хорошие партии. Хотела учиться, а потому пошла в институт. Но когда познакомилась с парнем из военного училища, планы резко поменялись. Вышла замуж. Родила сына. Супруги переехали в Орск.

Здесь Евстолья Петровна устроилась на обувное предприятие, где отработала 30 лет. Сама представилась коллегам Антониной Петровной – так было проще (по сей день многие знают ее как Антонину). Лишь в документах значилось непривычное для многих сибирское имя, данное ей при рождении.

– Наше предприятие располагалось на улице Короленко, на первом этаже пятиэтажного дома, занимало там целый этаж, – говорит Евстолья Новосельцева. – Сначала это была фабрика индпошива обуви, а потом – просто фабрика обуви. Со временем на улице Новосибирской был открыт цех по пошиву мужской обуви. Затем появился «Сапожок». В Старом городе работал ремонтный цех, а ремонтные приемные действовали в разных районах города. Я трудилась технологом, затем была и инженером по контролю качества, и мастером цеха, а 1 февраля 1969 года меня перевели на работу главным инженером. В какой-то момент в наше подчинение отдали 9 районов – весь восток Оренбуржья. Фабрика производила и женскую, и мужскую обувь, и зимнюю, и летнюю. Модели создавали по журналам мод. Модельеры у нас были прекрасные! Мы принимали заказы. Вот только нужных материалов не всегда хватало, а потому нередко приходилось откладывать в сторону стильные модели и шить то, на что хватает возможностей. Но качество нашей обуви было на высоте.

Евстолья Петровна признается: до сих пор носит фабричные туфли и сапоги, хоть с тех пор, как вышла на заслуженный отдых, прошло более 30 лет.

– Всегда с удовольствием носила нашу обувь, – отмечает она. – За качеством в Орске следили очень строго. Когда я только устроилась, была удивлена: все операции здесь выполнялись вручную, даже фрезера не было. Но в скором времени купили фрезерный станок и пресса, так что производительность резко повысилась.

Со временем Орская обувная фабрика влилась в состав Оренбургской. Она снабжала обувью все восточное Оренбуржье. Сотнями пар продукция поставлялась в местные магазины. Менялось время, менялись директора, и у Евстольи Петровны менялись должности, одно оставалось неизменным: ей доверяли ответственную работу, трудилась она добросовестно и других могла настроить на хорошую работу.

– Работая в Орске, я часто вспоминала, как в конце 40-х годов, когда только начинала свою трудовую деятельность, на предприятиях относились к опозданиям, – делится ветеран. – Если задержался более чем на 20 минут, пусть даже на 21– судили. Своими действиями ты нанес ущерб производству, следовательно, 25 % заработка должен отдать в доход государства. Такие строгие были порядки!

На заслуженный отдых Евстолья Петровна вышла в 1986 году. Наконец появилось свободное время, которое так давно хотелось посвятить детям и внукам. Многочисленные увлечения не дали заскучать: любовь к путешествиям, вязанию, чтению. И сейчас она часто проводит время с книгой, при этом ведет активный образ жизни. Зарядка по утрам и прогулка – обязательная программа, ведь в здоровом теле живет здоровый дух.

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!