Отделением народных инструментов в ДШИ № 5 руководит Ольга Чернова
В стенах Детской школы искусств № 5, где каждый уголок наполнен творчеством, особое место занимает отделение народных инструментов. А руководит этим ярким и самобытным миром Ольга Чернова.

Педагог не просто живёт музыкой – передаёт её красоту юным орчанам. Накануне она получила Премию правительства Оренбургской области в номинации «Преподаватель года в сфере культуры и искусства».
– Ольга Борисовна, педагогами становятся по-разному. Одни сразу определяют свой путь, другие – через поиски и обретения. Как вы нашли своё призвание?
– Прежде чем выбрать профессию музыканта-педагога, я научилась играть на музыкальном инструменте. В нашей семье никто этого не умел, только по линии мамы любили петь. Когда мне было 10 лет, дядя собрался жениться. Его невеста взяла в руки баян и так задорно стала играть и петь. Когда я всё это увидела и услышала, мне тоже захотелось научиться играть на баяне. Тётя дала мне старенький инструмент и самоучитель. Год я занималась самостоятельно, а в 11 лет решила пойти в музыкальную школу № 2. В то время при поступлении был серьёзный конкурс, и когда я увидела свою фамилию в списке зачисленных к молодому преподавателю Ольге Васильевне Кульченко в класс баяна, моему счастью не было предела. Именно она привила мне любовь к инструменту и в целом к музыке, что сыграло ключевую роль в выборе профессии. После окончания музыкальной школы я поступила в орское музыкальное училище к замечательному педагогу Евгению Фёдоровичу Куревлёву. Там, помимо специальности, мы занимались ансамблем, изучали сольфеджо, гармонию, музыкальную литературу. Одним из любимых предметов стал – оркестр баянистов и аккордеонистов, которым руководил Геннадий Иванович Дерюгин. Ещё мы учились дирижировать и на выпуске сдавали работу с оркестром. Учёба мне давалась легко.
– Как вы пришли на работу в ДШИ № 5?
– Окончив училище с отличием, я по распределению пошла работать в единственную на то время в Орске школу искусств. Остальные тогда были просто музыкальными школами. 2 августа 1985 года, то есть 40 лет назад, я впервые переступила порог учебного заведения.
– Помните свой первый рабочий день? Какие эмоции испытывали?
– Конечно, присутствовало волнение. Всё-таки новый коллектив, первые ученики, первые уроки. Но в школе меня встретили очень доброжелательно. Через год я поступила на заочное отделение Челябинского государственного института культуры, в класс профессора Николая Никитовича Малыгина. Готовиться к сессиям, совмещая семью и работу, оказалось непросто. Времени не хватало, но у меня всё получилось – и в 1991 году я получила диплом о высшем образовании. С удовольствием вспоминаю студенческую жизнь, посещение концертов, выставок и спектаклей.

– Что сейчас входит в ваши обязанности?
– В школе я преподаю баян и гитару. Классической гитарой начала заниматься в начале 2000-х, в то время появилось много ребят, которые хотели освоить этот инструмент. Первые уроки брала частным образом у преподавателя музыкальной школы. Он заложил основы правильного звукоизвлечения, научил добиваться красивого звука. Я занималась с большим интересом, осваивала разные приёмы игры. Классическая гитара – сложный инструмент. Здесь если выучил три аккорда – ещё не значит, что ты уже гитарист. На самом деле нужно много трудиться, чтобы гитара зазвучала. После частных уроков я продолжила самообучение, а так как у меня высшее музыкальное образование, я прошла курсы переподготовки – и вот уже более 20 лет преподаю классическую гитару. Примерно такое же время являюсь и заведующей отделением народных инструментов нашей школы. Особенно люблю заниматься ансамблевой игрой. Сейчас у меня в классе три ансамбля: младшие, средние, старшие. Ребятам нравится совместное музицирование. Они даже говорят, что это легче, чем выступать сольно. Весной в Орске проходил международный конкурс имени Евгения Фёдоровича Куревлёва, и наше трио «Волшебные струны» получило диплом лауреата I степени. Кроме того, у нас есть высокопрофессиональный ансамбль русских народных инструментов, состоящий из преподавателей ДШИ № 5. В нём я играю на балалайке-секунде. Руководитель ансамбля – моя коллега Лариса Анатольевна Склизкова. Наш коллектив является лауреатом конкурсов различного уровня. Мы даём сольные концерты и участвуем в городских мероприятиях.
– Используете в преподавании какие-то необычные, возможно, даже креативные методы?
– На уроках помимо традиционных методов обучения мы используем игровые моменты, сочиняем стихи к музыке, слушаем в Интернете исполнителей и проводим небольшие соревнования на лучшее исполнение этюда.
– По вашему мнению, талантливые дети такими рождаются или способности к творчеству можно развить?
– Я считаю, что способности к творчеству есть у каждого ребёнка. У кого-то они более выражены, у кого-то менее. Но именно в процессе обучения в школе искусств, при игре на инструменте дети раскрываются, как цветочки. Иногда приходит ребёнок, кажется, что он не слышит, не понимает музыку, а потом смотришь, из него получается классный музыкант. Поэтому творческие способности нужно обязательно развивать.
– Вы строгий учитель? Можете наказать или повысить голос?
– Нет, я не строгий учитель. Понимаю, что ребята очень загружены: школа, репетиторы, спортивные секции. Стараюсь входить в положение, если действительно не хватает времени для занятий дома. Но если ребёнок не подготовился к уроку из-за лени, да ещё не к одному, а к нескольким, тогда приходится и двойки поставить, и серьёзно поговорить. Впрочем, такое бывает крайне редко.
– Какими способами завоёвываете авторитет у ребят?
– Я считаю, что авторитет нельзя завоевать специально. Авторитет – это прежде всего уважение к педагогу. Надо быть профессионалом в работе, справедливым к ученикам. В этом, наверное, и заключается авторитет преподавателя.
– Насколько активно контактируете с родителями своих учеников?
– Родители – это мои помощники, поэтому постоянно поддерживаю с ними связь. Ещё у нас есть концертные выступления перед родителями, мы показываем, чему научились в школе. К примеру, перед Новым годом проводим концерт и на роль Деда Мороза приглашаем папу одного из учеников. Родители всегда в курсе всех наших мероприятий и концертов. Поддерживают наши поездки на конкурсы.
– Есть любимчики среди учеников?
– Своих учеников я люблю – и прилежных, и немного ленивых. Конечно, если ребёнок стремится к знаниям, старается, то с ним мы проводим много времени, ездим на конкурсы, занимаем призовые места. Но это не значит, что он любимчик. Просто он прилежный и с ним хочется больше работать. Обучение у нас индивидуальное – только я и ученик. За годы учёбы мы привыкаем друг к другу, становимся близкими, почти родными людьми. И когда ребята оканчивают школу, всегда жалко с ними расставаться. До слёз.
– Поддерживаете связь с выпускниками?
– Ежегодно у нас в школе проходит вечер встречи с выпускниками. Приходят выпускники разных лет: и те, кто недавно окончил школу, и те, кто довольно давно. Ребята собираются, рассказывают о себе: кто где учится, чем занимается. К слову, директор орского колледжа искусств Денис Юрьевич Меркулов тоже мой воспитанник. Он всегда посещает наши встречи, выступает. Выпускники могут и без повода прийти ко мне в класс или домой. Я всегда рада встрече с ними.
– Считаете свою работу призванием?
– Люблю свою работу, думаю, это и есть призвание. Никогда не было такого дня, чтобы мне не хотелось идти в школу. У нас хороший, дружный коллектив, которым руководит заслуженный работник культуры города Орска, высокий профессионал и просто замечательная женщина Ольга Николаевна Лебедева, а педагоги отделения народных инструментов – моя вторая семья.
– Поделитесь мечтами, планами на будущее. Каких высот хотелось бы достигнуть в профессиональном плане?
– Наша профессия творческая, поэтому я всегда мечтаю о новых творческих успехах и победах на конкурсах. Только за последние три года ребята из моего класса получили девять международных, тринадцать всероссийских и сорок пять региональных дипломов лауреата. Впереди новые конкурсы и, надеюсь, новые победы.
– Как любите проводить свободное время?
– Год назад стала заниматься танцами, хотя давно об этом мечтала. У нас есть группа 50 плюс и даже 65 плюс. Мы разучиваем и народные танцы, и современные, и вальс, и чарльстон. Самое главное – атмосфера на занятиях, позитив, радость и хорошее настроение.
Наталья Тимонина,
корреспондент

