Почему люди не говорят? Потому что не слышат! Дефектолог (сурдопедагог) орской школы-интерната рассказывает о своей работе
Наталья Ламмок, учитель-дефектолог (сурдопедагог) фронтальных занятий специальной школы-интерната № 68, отмечает 30-летие своей педагогической деятельности. Из них 18 лет она работает со слабослышащими детьми.
– Мне часто задают вопрос: почему я выбрала именно эту профессию? – говорит Наталья Александровна. – Потому что дело, которым я занимаюсь, позволяет сделать жизнь неслышащего малыша богаче и разнообразнее, наполнить его мир звуками природы, музыки. Помогаю детям понять и почувствовать, что же есть на самом деле звук. Услышать ласковый голос мамы. Когда этот малыш благодаря проделанной работе может сказать: «Я слышу, мама!» Когда он может быть в среде сверстников и не испытывать проблем в общении. Растет, развивается, становится полноценным гражданином. Это дает возможность и семье быть счастливой. Мне нравится работать в школе, живу с удовольствием, увлекательно, интересно и полезно для людей.
Для Натальи Александровны педагогика не работа, а образ жизни. Желание заниматься с детьми проснулось очень рано. Ей нравилось возиться с младшими братьями и сестрами своих подруг. Получила специальность воспитателя дошкольного учреждения в Орском педагогическом колледже. Первое время успешно работала в детском саду, потом стала интересоваться логопедией и пошла учиться дальше на учителя-логопеда. Имея подходящую специальность, устроилась в школу-интернат № 68, где продолжила учиться.
– В школе были сильные педагоги с большим стажем, – вспоминает Наталья Александровна. – Я училась у них. Они давали мне нужную литературу. Засыпала лицом в книге, пыталась все это понять. Сложно было перестроиться. Мне говорили: не торопись объять необъятное, все придет с опытом. Так и вышло. Работая в школе, я получила третью специальность – учитель-дефектолог (сурдопедагог). Многие думают, что если я работаю со слабослышащими детьми, то знаю язык жестов. Моя работа не учить жестам. Совсем наоборот! Я не разрешаю ребятам говорить жестами, учу их говорить и слушать. В первую очередь они люди, такие же личности. Русский для них – родной язык, и они должны уметь на нем разговаривать. Жестовая речь – как второй язык. Если он не мешает, то – пожалуйста. Но в первую очередь нужно овладеть устной речью.
Орская школа-интернат – единственная на все восточное Оренбуржье. Многие не знают о ее существовании. Некоторые дети приезжают из глубинки. К ним нужен особенный подход, считает педагог.
– Есть дети из Азербайджана. К примеру, к нам поступил 10-летний мальчик; думали, он умственно отсталый. Оказалось, ребенок просто не слышит. Поступил к нам в 1-й класс, стал заниматься с шестилетками и постепенно догнал своих сверстников.
Ранее при учебном заведении работала дошкольная группа для слабослышащих детей, которая подготавливала ребят к школе. Но ее вынуждены были закрыть – не позволяло помещение. Вскоре по просьбе родителей подготовительная группа открылась на базе детского сада № 60.
– К нам приходят ребята с дошкольной подготовкой. На сегодняшний день кохлеарная имплантация приобрела широкое распространение по всей стране, она позволяет детям слышать и говорить с раннего возраста, – делится педагог. – Одно время я хотела уйти в Челябинский медицинский центр, где детям вовремя ставят диагноз, делают операции и сразу проводят реабилитацию. Но побоялась все бросить и уехать. Сейчас немного жалею. Работать с малышами, которые только открывают волшебный мир слуха, очень интересно. Когда они вырастают, их речь ничем не отличается от речи здоровых. Аппараты настолько модернизировали, что за волосами они совершенно не видны.
Медицина выделяет порядка четырех сотен причин рождения ребенка с нарушением слуха. Бывает, что у слышащих родителей рождаются глухие дети, случается и наоборот. Важно само отношение людей к данному заболеванию.
– Родители детей из говорящих семей стараются сделать все возможное, чтобы они слышали, – рассказывает Наталья Александровна. – Покупают аппараты, занимаются с детьми
и жизнь на это кладут. А родители из глухих семей считают: ну вот мы выросли же как-то? Значит, и дети вырастут. Соцзащита выдаст им слуховой аппарат. Но они не знают, что аппараты бывают разные. Подбираются индивидуально, в зависимости от уровня развития слуховосприятия. Нужно настраивать аппарат каждые полгода. Это большой труд родителей. Есть семьи, до кого можно достучаться. Так, у нас занимается девочка из неговорящей семьи, которая хорошо слышит и успешно совмещает устную и жестовую речь.
Работа сурдопедагога включает в себя тесное общение с родителями. Их приглашают на открытые уроки, показывают, как правильно заниматься дома. У тех, кто прислушивается к рекомендациям, дети достигают блестящих результатов.
– Когда приводят детей с нарушением слуха, изначально они все одинаковы, – говорит Наталья Александровна. – Если правильно подобран слуховой аппарат, проводится адекватная работа, прогресс резко идет вперед. Слышащий ребенок с детства впитывает информацию: это стол, это стул, это тарелка и ложка. Глухого надо учить развивать слуховое восприятие. Конечно, за счет этого он немного отстает в развитии. Требуется дополнительно корректировать высшие психические функции, такие как память, внимание, мышление. Необходимо развивать и зрительную память, приклеивать таблички на все предметы в доме. Я рекомендую родителям носить с собой блокнот, чтобы записывать любое действие. Как родители побуждают ребенка встать, если он упал, так же нужно стимулировать ребенка постоянно говорить.
Слабослышащие дети учатся не только слышать и говорить, но и петь и танцевать. Они умеют слышать ритм, прекрасно двигаются. Гораздо больше здоровых людей стараются быть успешными.
– Мы слушаем музыку, звуки улицы, животных, разные шумы. Часто проводим праздники, творческие мероприятия, конкурсы чтецов, театрализованные представления, – рассказывает Наталья Александровна. – Есть ребята с особыми талантами. Стали замечать, что ученица Олеся Нефедова очень хорошо двигается. Просили маму отдать ее на танцы. «Да вы что, она ведь не слышит музыку», – упорствовала мама. Уговорили, она прислушалась, отдала дочку в танцевальный кружок. Хореографы попались очень хорошие. Олеся начала выступать, причем не среди детей-инвалидов, а среди слышащих. Всегда завоевывала призовые места. Есть у меня ученики, братья Жулаевы. Занимаются музыкой, танцуют в народном ансамбле и играют на музыкальных инструментах. Лауреаты многочисленных конкурсов. Молодцы родители и педагоги, которые принимают таких детей и работают с ними! Никто со стороны не может понять, что мальчики с нарушением слуха.
Трудностей в работе со слабослышащими мальчишками и девчонками сурдопедагог не видит. Наоборот, считает, что они гораздо добрее и внимательнее относятся к людям.
– Мы же учим их только хорошему, а плохое они не слышат, – констатирует она.
На сегодняшний день у Натальи Ламмок 40 воспитанников. Процесс обучения организован, как в обычной школе. Ребята занимаются с 1 по 10 класс по таким же учебникам и тетрадям. Затем поступают в среднеспециальные учебные заведения и становятся токарями, швеями, бухгалтерами, медицинскими работниками – да кем угодно. Много детей едет учиться в Челябинск и Оренбург. Сейчас и в Орске принимают на обучение выпускников специализированной школы.
– Все дороги открыты, – считает педагог. – Родители просто должны определиться, куда направить ребенка. Кто хочет, тот успешно адаптируется и устраивается в жизни. Мои ученики потом пишут сообщения, фотографии присылают. Я горжусь ими, считаю, что это заслуга учителей – мы смогли их социализировать. Если ребенка не видно, он ни с кем не общается, значит, мы не справились и что-то пошло не так.
Наталья Ламмок была удостоена звания «Учитель года города Орска». Участвовала в областном конкурсе, где вошла в тройку сильнейших. От педагогики она не отдыхает никогда.
– Я понимаю, что нельзя все время отдавать работе, но по-другому у меня не получается, – замечает она. – Дома я занимаюсь с детьми индивидуально. Некоторым ребятам нужна дополнительная помощь, и я не могу им в этом отказать.
Наталья Тимонина,
корреспондент