Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ИнтервьюОбразование и наука

«Подрастающее поколение готово на маленькие подвиги». Интервью с директором школы № 1 Орска Мариной Батуриной

Шумят ли сотни детских голосов на турслете, стучит ли по рельсам юбилейный трамвай, рассказывающий о жизни юных макаренковцев, дымится ли каша из полевой кухни в заснеженном школьном дворе – это воплощаются идеи творческого коллектива школы № 1.

 

Сегодня в гостях «ОГ» Марина Батурина, директор с 20-летним стажем управления образовательной организацией. Этот разговор открывает цикл материалов об учителях и руководителях школ, посвященный объявленному указом президента РФ Году педагога и наставника.

 

– Марина Вячеславовна, у вас большая команда? Кого из педагогического коллектива можно назвать наставниками?

– Коллектив у нас небольшой: 32 учителя на 737 учеников. Когда мы говорим о наставничестве, предполагаем прежде всего поддержку авторитетными опытными педагогами детей, требующих особого внимания. Важно по-матерински найти ключик к сердцам трудных подростков, выслушать, посоветовать, помочь. Необходимость в наставничестве для молодых специалистов появилась не так давно. Если ранее работал стабильный, опытный педколлектив, то по разным причинам его состав сменился примерно на треть. Прилив молодых кадров поставил задачу сохранения традиций, которыми всегда славилась школа № 1. Это любовь к профессии, взаимовыручка, домашняя обстановка, доброе отношение к ребенку. Сегодня наставниками молодежи являются учителя Дина Башбаева, Евгения Шванева, Светлана Ерофеева, Наталья Усанова, бывшие выпускники, а ныне учителя Татьяна Михайлова, Лариса Рузавина, Дина Гумирова, Надежда Ткаченко, которые имели счастливую возможность перенять опыт мастеров Раисы Дороховой, Луизы Мифтахитдиновой, Людмилы Маценко и многих других учителей прошлых поколений. Преемственность в педагогической деятельности – особенность нашего коллектива.

 

– Какие они – особые традиции и миссия школы № 1 имени Макаренко?

– Задача коллектива и каждого из нас – научиться управлять смыслами. Все, что бы мы ни делали, должно иметь смысл – ради чего и какая польза будет ребенку. Вторая задача – работать творчески, не формально, не для галочки, вовлекая детей в активное участие. Без высоких слов, думаю, не обойтись: миссия школы – вырастить хорошего человека, полезного обществу, патриота, гражданина, семьянина. И нам это удается благодаря энтузиастам – учителям, организаторам школьных мероприятий Оксане Бальцер, Лидии Сорокиной и другим. Нельзя не заметить, что специальная военная операция дала возможность для проверки неравнодушия общества. С начала учебного года мы хотели быть полезными ребятам в зоне СВО, собирали средства, отправляли посылки с носками, варежками, продуктами… Постепенно это вышло за рамки педагогического коллектива, подключились родители, дети. У нас очень неравнодушные школьники и отзывчивые взрослые! Скоро отправим бойцам посылки с медикаментами, закупленными на средства, заработанные на «Ярмарке солидарности». За одну неделю юные макаренковцы получили колоссальную отдачу от акции, действовали от души, как сказали сами дети, старались для «солдатов». Сплочение в нашем обществе еще как присутствует. Это и есть патриотизм. Двигаемся по правильному пути и с оптимизмом смотрим на подрастающее поколение, готовое на маленькие подвиги.

 

– Используются ли методы Макаренко с современными детьми и их родителями?

– Антон Семенович Макаренко – великий педагог и в некотором смысле наш наставник, он помогает воспитывать ребенка-коллективиста, ориентирует родителей, как правильно зарабатывать родительский авторитет. Молодые папы и мамы заметно отличаются от предыдущих поколений. Не все готовы взять ответственность за ребенка, следовать школьным требованиям, жертвовать своим временем, отдыхом, развлечениями. Чаще всего мы слышим от них фразу: «Я работаю!» А кто ребенку заменит родителей? Кто поможет с домашним заданием? Только объединив усилия учителей, родителей и учеников, мы дадим качественное образование и воспитание. Тема роли Макаренко в педагогике для нас особая. Даже один из подарков – карандашный портрет Макаренко от бывшего выпускника школы, ныне художника, висит в моем кабинете. Пандемия нас сильно разъединила, и теперь задача – снова вернуться к коллективным формам, когда ребята ощущают себя частью большого сообщества школы № 1.

 

– В силах ли школа повернуть родителей в свою сторону?

– Она должна к этому стремиться. Мы пытаемся объединить пап в неформальный совет отцов. Часто они приходят на родительские собрания, участвуют в спортивных мероприятиях, помогают школе. Ребенок видит, что на праздник или слет пришли папа с мамой, они активно участвуют в командных конкурсах, тогда и у ученика формируется совсем другое отношение. Коммунарские сборы, турслеты, привалы с чаепитием – все это поворачивает родителей в сторону школы, формирует актив. Конечно, есть трудности и недопонимания, но мы должны разобраться в причинах конфликта, всегда открыты для личных встреч и бесед.

 

– Что в большей степени отличает вашу школу от других?

– Школа у нас самая обычная, говорить, что все ученики – звезды, нельзя, но каждый из них ежедневно делает шаг к успеху. Все учебные заведения дают знания по единому стандарту, но если мы хотим привлечь, создать живой неформальный подход, то должны формировать благоприятную воспитательную среду. Не ленимся, не уходим от сложностей – этим и отличаемся. Вот, например, скоро «Зарница», посвященная Дню защитника Отечества. Можно ограничиться соревнованиями, но мы хотим организовать полевую кухню, взяв ее у наших друзей – пожарных.

 

– Много лет школа славилась пожарно-спортивными классами. Сегодня эта деятельность продолжается?

– Изменился учебный план, но в рамках внеурочной деятельности сотрудничество продолжается. Занятия ведут Денис Карпушин, отец четверых детей, выпускник школы Марат Каракаев и другие сотрудники пожарной охраны. На лето изыскиваем возможности организовать выездной лагерь. Волонтеры совместно с ВДПО активно пропагандируют знания по противопожарной безопасности.

 

– Созданный имидж школы – ваша гордость?

– Число учеников выросло в полтора раза, к нам едут из поселков Мостострой? Первомайский, северных микрорайонов… Мы должны быть привлекательными, бороться за детей, работать в любых условиях на результат. Ученики получают стабильно хорошие баллы на ЕГЭ и ОГЭ, участвуют и побеждают в олимпиадах по химии, биологии, экологии под руководством Ларисы Лебедянцевой, по истории, обществознанию и ОБЖ благодаря учителям Ольге Корсик, Лидии Сорокиной, Надежде Ткаченко. Дети активно участвуют в конкурсах, на которые вдохновляют Олеся Алова, Наталья Яковлева и другие.

 

– Сложно ли найти контакт с современными детьми?

– Нынешнее поколение более свободно в самовыражении. Если ты ученик, то школа создаст тебе все условия для реализации. Пожалуйста, будь успешен в учебе, побеждай в олимпиадах, конкурсах, занимайся спортом, стань волонтером! Мы, педагоги, всегда рядом.

 

– Как зажечь учителей, чтобы их энтузиазм тоже не иссякал?

– Педагоги, которые у нас работают, настоящие профессионалы, единомышленники, которые получают вдохновение от общения с детьми, осознают свою очень важную миссию в обществе. Школа № 1 – уникальное учебное заведение со своей мощной энергетикой созидания, сотворчества, радости.

 

– Планируете поощрить творческих коллег, приурочив награды к Году педагога и наставника?

– Учитель в этом году должен раскрыться в полной мере. Педагоги активизируются в конкурсах профессионального мастерства, займутся самообразованием. Мы всегда пытаемся поощрить за любой успех и продолжим эту традицию. Планируем провести масштабный праздник «За честь школы» и в торжественной обстановке отметить вклад каждого учителя в жизнь школы. Если город, область, страна заметят вклад наших специалистов в образование и воспитание, будем только рады.

Юлия Замятина,

корреспондент

Spread the love
Click to listen highlighted text!