Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ИнтервьюСоциальная защита

Пустите психолога в отношения,

ПОКА ПРОБЛЕМА НЕ ДОШЛА ДО КРИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ

В Орске завершилась реализация проекта кризисного сопровождения замещающих семей «Раз и навсегда», который получил финансирование из Фонда президентских грантов. В 2019 году проект был разработан АНО «Центр практической психологии г. Орска» по инициативе и при поддержке администрации Орского детского дома. Настало время подвести итоги.

 

– За время работы по проекту мы стали единой командой с отделом опеки и попечительства администрации Орска, – отмечает руководитель «Центра практической психологии» Алиса Попова. – Мы благодарим всех, кто поддерживал нас и вместе с нами заботился о том, чтобы адаптация приемной семьи проходила благополучно, чтобы каждая замещающая семья в трудные моменты могла получить квалифицированную психологическую помощь. Нашими партнерами и друзьями стали учредители и активисты региональной общественной организации «Сообщество приемных семей Оренбургской области». Без их доверия к нам не получилось бы того результата, к которому мы стремились.

 

– Результаты радуют?

– И да и нет. С одной стороны, нам удалось охватить большое количество семей – более 400 человек получили услуги в сфере образования и просвещения. 169 замещающих семей обучилось ориентированному на решение подходу в воспитании. С педагогами, обучающими опекаемых детей, проведены консультации, которыми удалось охватить 164 человека. По отзывам, участники отмечали повышение родительской и педагогической компетентности, понимание, как решать задачи воспитания в кризисной ситуации.

Только за 5 месяцев в результате индивидуальных программ сопровождения замещающих семей мы разрешили конфликтные ситуации в 5 семьях с опекаемым подростком. В них восстановлены отношения принятия друг друга между взрослым и подростком.

Мобилизованы ресурсы опекунов в 6 семьях для выхода из кризисной ситуации. Отработан алгоритм помощи как ребенку, так и взрослому.

В трех случаях урегулирован конфликт между школой и опекаемой семьей. Руководство школы в двух случаях отказалось от перевода детей на домашнее обучение.

У психологов «Центра практической психологии» есть опыт проведения «Больших психологических игр». Такие командные тренинги взаимодействия подростков и родителей мы использовали во время встреч в «Клубе приемных родителей и детей». В итоге участники получили бесценный опыт доверительного отношения друг к другу.

Главным результатом мы считаем формирование слаженной команды единомышленников. Основная миссия кризисного сопровождения нами была определена как профилактика социального сиротства. Мы стремились, чтобы ни один ребенок не был возвращен в детский дом из замещающей семьи. Однако наша боль – это все же отказ от опекунства в четырех семьях, где родные бабушки не справились с подростками 12-16 лет. Эти ситуации обнажили проблемы, которые требуют пересмотреть организацию деятельности не только Центра, но и психологической службы города и области.

 

– Что требует изменений?

– Кризисное сопровождение предусматривает скорую помощь. Реанимация отношений, когда дошло уже до критической точки, порою невозможна. В ходе реализации проекта обнажились проблемы, которые надо решать другими способами.

Например, опекуны, а особенно бабушки-опекуны, это та категория родителей, которые не очень охотно раскрывают проблемы и пускают психолога в свои отношения. Все, с кем мы работали, стали нашими соратниками и друзьями. Взрослые удивлялись, что, оказывается, не страшно поделиться семейными трудностями; перестали бояться мифических санкций со стороны опеки. Психолог необходим в штате специалистов органов опеки и попечительства города.

Или другая проблема. Школа при лозунгах инклюзивного, дифференцированного образования ограничена в своих возможностях. На деле легче освободиться, отправить ребенка на домашнее обучение, потому как он не вписывается в школьный режим. А таких «трудных» детей среди опекаемых немало. Вот где понадобится кризисное сопровождение семьи, а это предполагает чуть ли не ежедневную работу психолога в течение месяца. Кто будет этим заниматься?

Пандемия вскрыла неготовность родителей, не только приемных, выполнять функции обучения, воспитания, развития в одном лице. Что я имею ввиду? Например, как оторвать подростка от телефона, или как заставить первоклассника делать уроки, если он заявляет: «Не хочу и не буду!», и так далее. После трех месяцев весеннего сидения дома школьникам трудно включаться в учебный режим. А удар принимают на себя именно родители.

 

– Каков же выход из сложившейся ситуации?

– На уровне государства поднимается вопрос о возвращении в городах психолого-педагогических центров. Нам видится в этом расширение возможности оказания психологической помощи школьникам и их родителям. Профилактика семейных кризисов, детских правонарушений будет реальной.

 

– Что дальше будет с проектом «Раз и навсегда»?

– Он был разработан на год. Работа будет продолжаться. Только теперь она будет проходить на базе детского дома. Но возможности учреждения ограничены, ведь его служба сопровождения замещающих семей работает только с воспитанниками детского дома города Орска. А как же другие? Поэтому мы и говорим о том, что пора в городе изменить систему оказания психологической помощи населению. Настала пора изменить функционал школьных психологов. Орск всегда отличался грамотными специалистами в области психологии. Но используют порою в школах психологов не по назначению. Им некогда заниматься коррекцией и личностной терапией. Давайте соберем часть штатных единиц школьных психологов на уровне управления образования, и это будет команда специалистов, готовая работать по предотвращению школьных и семейных конфликтов.

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!