Светлана Настеко: «Людям требуется не только помощь, но и человеческое участие»
8 июня 105-летие с момента своего основания отметит социальная служба России. И гостем «ОГ» стала Светлана Настеко, которая более 20 лет трудится в системе.
Светлана 10 лет она проработала социальным работником, затем стала специалистом по социальной работе, а сейчас возглавляет отделение в форме социального обслуживания на дому КЦСОН города Орска. Ее специалисты помогают людям выйти из трудных жизненных ситуаций и получить необходимую поддержку.
– Я окончила индустриальный техникум и планировала устроиться на одно из промышленных предприятий города, – рассказывает Светлана Васильевна. – Но еще на практике увидела отсутствие перспективы: многие заводы в тот момент находились в упадке. Знакомая позвала меня в центр социального обслуживания, и я стала социальным работником, начала помогать пожилым людям. Втянулась быстро, к своим подопечным прикипела душой. Я чувствовала, что нужна им, видела, как меня ждут. Ведь людям зачастую не меньше, чем помощь, нужно живое общение, простое человеческое участие. Со многими мы стали родными. Подружились и с детьми, до сих пор поддерживаем теплые приятельские отношения.
В 2018 году Светлане Васильевне, к тому времени окончившей институт и успевшей некоторое время поработать с семьями, предложили возглавить отделение в форме социального обслуживания на дому Октябрьского района. И так как это оказалось ей гораздо ближе, она согласилась не раздумывая. Сегодня услуги отделения получают 202 человека. А оказывают их 12 рабочих бюро, социальный работник и сиделка.
– В основном, мы предлагаем социально-бытовые услуги, – говорит Светлана Настеко. – Покупаем продукты, санитарию, лекарства, проводим уборку. Действуем по договору. На обслуживании осталось очень мало одиноких ветеранов войны. Для них, как и для тружеников тыла, блокадников и узников концлагерей, а также лиц с доходами ниже прожиточного минимума, наши услуги бесплатны. Остальным оказываем их за деньги, но плата небольшая. При необходимости сопровождаем орчан в поликлинику, занимаемся оформлением субсидий, разбираемся с начислениями коммунальных платежей… Если каких-то услуг у нас нет в прейскуранте, учитывая пожелания получателей, вносим их туда. Во время планерок мы не только анализируем работу и ставим задачи, но и обсуждаем, кто какие проблемы заметил. Стараемся их решить, привлекая различные организации и депутатов. Недавно начали сотрудничество с благотворительным фондом «София». Он оказывает адресную помощь людям старше 65 лет, размещая их фотографии и истории у себя на сайте. Благодаря благотворителям двое наших получателей услуг получили стиральные машины «Малютка» и небольшие продуктовые наборы.
Так, фонд собрал средства для 65-летнего мужчины, который еще в молодости на фоне сахарного диабета перенес инсульт и был вынужден уволиться с работы. В 2021 году из-за гангрены ему ампутировали ногу. Так как семья давно распалась и ни с бывшей супругой, ни с сыном мужчина не поддерживает отношений, помогает ему только соцработник. Она и обратила внимание, что маленькой пенсии едва хватает на коммунальные расходы, продукты и лекарства, а в последнее время мужчине трудно стирать свои вещи вручную. Благодаря собранным фондом средствам теперь в этом ему помогает небольшая стиральная машинка.
Как и 73-летней пенсионерке. Несколько лет назад она потеряла мужа и двоих детей. И ее здоровье резко пошатнулось. Женщина перенесла операции на ногах и глазах, но это не помогло – сама уже не справляется по хозяйству. А когда сломалась стиральная машинка, пенсионерка очень переживала, ведь с ее доходами новую не купить. И тут через фонд женщине помогли добрые люди.
Светлана Васильевна уверена: отделение будет продолжать сотрудничество с «Софией», ведь среди старшего поколения есть люди, остро нуждающиеся в помощи.
Не отказывают в просьбах о помощи и депутаты городского Совета. Так, недавно Игорь Битнер помог приобрести одной семье приборы учета электроэнергии и воды, благодаря чему расходы на коммуналку резко снизились, а Курмамбай Кумакбаев организовал транспортировку получательницы услуг КЦСОН в Оренбург на обследование.
Иногда в поле зрения социальных работников попадают и одинокие молодые люди, получившие травмы и временно потерявшие возможность обслуживать себя. И с ними заключаются договора на обслуживание, в рамках которых они какое-то время получают помощь.
О тех, кто в ней нуждается, руководителю отделения нередко сигнализируют из учреждений здравоохранения и других служб, с которыми налажено взаимодействие. Еще чаще звонят обеспокоенные соседи.
– Случается и такое, что человек живет один, питается одними консервами, соседи жалеют его, звонят нам, говорят: ему нужна помощь, он не может сам готовить, – делится Светлана Настеко. – А когда мы выезжаем на место, выясняется, что пенсионера все устраивает. Он привык так питаться и не желает ничего другого. На обслуживание мы берем людей только с добровольного согласия. Впрочем, когда кому-то реально требуется помощь, от нее не отказываются.
Сегодня в отделении сложился стабильный коллектив, здесь трудятся люди добрые, чуткие и внимательные – другие просто не задерживаются. Оттого и нареканий к работе практически не возникает. Зато с благодарностями в комплексный центр звонят постоянно. Если кто-то из сотрудников уходит, его преемника Светлана Васильевна лично представляет получателям услуг, лично проверяет, все ли хорошо.
Нередко работники отделения первыми приходят на помощь тем, кто попал в беду. Не смогли достучаться до пенсионера – это повод для беспокойства, обязательно нужно вернуться чуть позже. Снова не отзывается – пора вызывать сотрудников МЧС, вскрывать двери.
Так, недавно попав в квартиру, соцработник заметила, что у пенсионерки случился инсульт. Супруг, имеющий нарушения психического здоровья, растерялся и никого не позвал на помощь. Увы, спасти пенсионерку не удалось, а вот мужчине помогли: оформили документы и отправили в интернат.
Бывает, что родственники звонят социальным работникам из других городов, чтобы узнать, как там отец или мать. Пожилые люди могут отключить мобильный и не выходить на связь, а соцработники бывают у них по несколько раз в неделю и всегда в курсе.
Светлана Васильевна отмечает: она рада, что пришла в социальную сферу. И хоть работа здесь очень ответственная и требует немалых эмоциональных затрат, очень приятно слышать от людей искренние слова благодарности, ведь делать их жизнь комфортнее, пожалуй, главное в социальной работе.
Людмила Светушкова,
выпускающий редактор