Советские традиции, которым есть место в современной школе
Мы долгое время упорно смотрели на Запад, перенимая его ценности и образцы поведения, систему образования и подходы к воспитанию. Да, некоторые моменты оказались неплохи. Что-то прижилось и дало свои плоды. Но в целом нужно было не рушить общее мироустройство, а только подкорректировать, подчинить общемировым изменениям. Теперь всем понятно, что дружба с западными странами – это не больше чем иллюзия. А нам самое время восстанавливать свою идентичность, глубоко корнями держась за родную литературу, искусство, богатую историю страны и каждой семьи.
О том, что значит семья и как она влияет на становление детей, мы поговорили с Сергеем Романенко, заместителем председателя комитета по образованию, науке, культуре и спорту Законодательного Собрания Оренбургской области.
– Сергей Николаевич, давайте отвлечемся от партийной принадлежности и на несколько минут забудем, что вы – заместитель руководителя фракции КПРФ в ЗС. Классик советской педагогики В. Сухомлинский говорил, что педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. Не слишком ли буквально сегодня школа воспринимает этот призыв, вовлекая родителей с головой в образовательный процесс?
– Во все времена в школах работали талантливые учителя, которые вдохновляли и служили ученикам примером. Каждый может назвать любимые предметы в школе и имена лучших учителей. На их занятиях дети понимают тему без репетиторов и успевают на уроке гораздо больше, чем на других. Но всегда были и те, кто стремился управлять детьми, а не учить. Требования к школьникам меняются, а учителя и родители остаются людьми со своими предпочтениями. Сейчас и родители не хотят просто следить за оценками, поведением своего ребенка и посещаемостью уроков, они стремятся вести тотальный контроль под девизом «Быстрее, выше, сильнее». И не всегда, как мы зачастую видим, нажим на детей и стремление самим реализоваться через них дают плоды. Далеко не все дети выдерживают нагрузки. На мой взгляд, в этом плане в советской школе система была более целенаправленной и давала больше самостоятельности ученикам.
Советская система давала возможность проявить себя, выявить способности каждого ребенка. К примеру, каждый начиная с первого класса пробовал себя в каком-то качестве. Девочки проверяли ногти и уши каждого в своей «звездочке» отвечали за опрятность учеников, поливали цветы, мальчики следили за порядком в коридорах. Кто-то отвечал за успеваемость и физическое развитие товарищей. Затем эти обязанности исполняли другие. Лучше всего получается попробовать себя в разных качествах в большом коллективе. Коллектив прививает умение общаться, находить компромиссы, оценивать себя и радоваться успехам других.
– Система образования возвращает сцепку с воспитанием. И появляются детские движения, которые направлены на выявление потенциала детей.
– «Движению Первых», которое приходит на смену октябрятской, пионерской и комсомольской организациям, не хватает целей и идеологии. Так, у пионерской организации были десятки направлений хороших дел навстречу светлому и справедливому будущему, по которым ребята двигались, как по маршрутам. Одни работали с октябрятами, другие помогали физруку или преподавателю НВП, третьи специализировались на краеведении. Среди ребят проявлялись те, кто мог повести за собой. Лидеры выделялись и воспитывались, а девиз пионера «Всегда готов!» – один из важнейших символов и идеологий пионерии.
– Некоторые хорошие традиции нашей школы остаются. Так, вернулись и уроки НВП.
– Начальная военная подготовка в системе образования – это жизненно важные навыки. Воспитание мужских качеств в мальчишках, первый опыт обращения с оружием, опыт командной работы в подразделении. Оказание первой медицинской помощи в экстремальных случаях. Мы разбирали много поведенческих моментов, к примеру, в период ядерной атаки. Не просто бежали в черный чулан, а знали, что там, в убежище, находятся вода и еда, налажена система вентиляции, можно завести генератор, выдающий электричество. Школьники разбирали и собирали автомат на время. Все это было, и это было интересно. Но для этого нужна база в каждой школе, особенно в сельской.
– И время. Пройдет время, и придем к системе, и наши родные ценности будут на первом плане. Вы правильно сказали, что в школе есть учителя, на которых хочется равняться.
– Я всегда был за семейные и традиционные ценности. Ведь я из семьи педагогов, сельских учителей. Они окончили Акбулакское педагогическое училище. В советское время система работала таким образом, что после получения профессионального образования молодого специалиста направляли на первое место работы, где его уже ждали. Так действовал лозунг «Кадры решают все!» Такая практика была эффективной в небольших городах и селах. Особенно это было заметно на примере учителей или врачей, которые выпускались в больших городах, а по распределению их зачастую отправляли в маленькие деревни. Но наряду с системой распределения была и система поощрения. Даже в селе учитель мог получить награды за то, что трудился на одном месте и рос профессионально.
Мои родители по распределению попали в сельскую школу, в село Кзыл-Булак. Здесь учились ребята с первого по четвертый класс. И в этой же школе было место для проживания педагогов. Благо у них была уже любовь. Так я родился и провел первые годы жизни в школе. Для меня школьная среда привычна и понятна.
Чтобы детей не отрывать от родителей, школы тогда создавались даже в малых населенных пунктах. В годы Великой Отечественной войны в Оренбургской области насчитывалось более двух тысяч школ. Сейчас их немногим более девятисот, и уменьшение шло за счет «оптимизации» малых школ. На мой взгляд, это показывает, что раньше школа была важным государственным делом.
– Сейчас в деревнях никто не остался без среднего образования…
– Но почему тогда многие ради маленьких детей уезжают из деревни? Когда детей собирают из нескольких деревень и централизованно возят в школу и потом обратно – это нерациональное использование времени. В городе можно успевать посещать кружки и секции. Да и деревенский уклад – он другой, требует постоянного вложения сил. Мы корову провожали в деревенское стадо и встречали, мы траву дергали, помогали в огороде.
– Не соглашусь с вами. И в советские времена, и сегодня некоторые готовы возить ребенка на другой конец города в школу или на спорт. Это вопрос приоритетов. Возвращаясь к педагогическим традициям, что бы вы хотели видеть в сегодняшней школе из советской?
– Интересно, как отнесутся к этому посылу родители из поселка Мостострой?.. На ваш вопрос отвечу былью. Несколько лет назад по депутатским делам я приехал в село, где родился. Пригласили зайти в один из домов, где женщина показала старое фото, на котором моя мама держит меня на руках в детском кульке. Я удивился: такое фото было только у меня. А оказалось, что она хранит фотокарточку в знак благодарности своей учительнице. Тогда в селах были казахские и русские школы. Ее родители хотели перевести дочь в русскую школу, чтобы дать ей более широкие возможности. Но девочка не знала русского языка, и моя мама согласилась заниматься с ней после уроков. Тогда я узнал, что жизнь этой женщины из малой деревни состоялась благодаря и моим родителям, которые не остались равнодушными. Таких примеров бескорыстного участия было много. Школа была центром воспитания и образования.
– Какая семейная традиция перешла от родителей?
– Выходить с портретом деда-фронтовика. Мой дед Илья Григорьевич Родионов пропал без вести во время боев, которые впоследствии назвали битвой на Курской дуге. Долго мы ничего о нем не знали. А когда я учился в 7 классе, поисковики нашли его останки с запиской в капсуле. Прах найденных бойцов перенесли в братскую могилу, а мы узнали о своем погибшем дедушке правду. Тогда я попросил у мамы деньги, чтобы в фотоателье размножить его единственное фото, и подарил их его пятерым детям. Теперь в каждой семье уже его правнуки с этим портретом идут на парад 9 Мая!
– Вы окончили строительный, а не педагогический вуз. Почему так сложилось?
– Когда я окончил 8 классов, мама настаивала на продолжении семейных традиций. Отец смотрел шире и говорил, что надо отталкиваться от качеств характера. И в итоге на семейном совете решили выбрать строительное направление. Тем более что в 1970-е годы страна активно строилась. После окончания Актюбинского строительного техникума работал на домостроительном комбинате, служил в строительных войсках. Потом поступил в Алма-Атинский институт железнодорожного транспорта и окончил его по специальности инженер-строитель.
– В партию вы вступили еще во время обучения в институте?
– Мой преподаватель прохода не давала, предлагая вступить в КПСС. Что-то она во мне разглядела. Два года я пытался сопротивляться, но она очень грамотно подошла к вопросу. На первом курсе предложила написать работу об истории создания областной комсомольской организации, а на втором – об истории партийной. И снабдила меня письмом за своей подписью в партийный архив. Немногим тогда выпадала честь работать с закрытыми документами. Таким образом втянулся.
– Поработать по специальности не получилось?
– После института работал по направлению инженером, но меня очень быстро перевели на партийную работу. А строительная профессия много раз выручала. В 2000-е годы мы с семьей переехали жить в Орск. Тут пригодились инженерные знания и компьютерная грамотность. Мы создавали филиал российской компании АСКОН, внедряли компьютерные программы, с помощью которых делались чертежи в проектных организациях и конструкторских бюро заводов России и Казахстана. И куда бы меня ни забрасывала жизнь, я всегда оказывался на грани двух профессий: строительной и педагогической. Я, можно сказать, родился в школе и всю жизнь равнялся на родителей – педагогов по призванию. Они стремились учиться новому и развиваться и мне привили это стремление, причем не только в своей сфере.
Татьяна Петрова,
главный редактор