Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ИнтервьюПсихология

Точка невозврата: проблемы приемных семей

Откуда черпают силы приемные родители? Не возникает ли у них желания вернуть детей? Есть ли разница в воспитании кровных и не кровных ребятишек?

На эти и другие вопросы психологов «Детского дома г.Орска» и «Центра практической психологии г. Орска» ответили опекуны и усыновители со стажем. Участие в онлайн-обсуждении темы возврата детей в детские дома приняли и будущие приемные родители. Впрочем, речь шла не только об отказах.

 

Трудности возникают не только в первый год

– По статистике, в России около 5 тысяч детей, попавших в приемные семьи, ежегодно возвращается обратно в детские дома, – отмечает руководитель «Центра практической психологии города Орска» Алиса Попова. – В среднем это 14 детей каждый день. В Оренбургской области 54 ребенка за год вернулись в интернатные учреждения.

Почему это происходит? Мотивы, как отмечает психолог, различны, хотя есть несколько основных причин. Нередко от приемного ребенка отказываются, когда в семье появляется долгожданный собственный малыш. Кто-то со временем осознает, что карьера для него важнее семьи. Бывает, что принять подобное решение родителей вынуждают проблемы со здоровьем: к примеру, мама, воспитывающая ребенка одна, становится инвалидом. Детское здоровье тоже может оказаться немаловажным фактором. Случается, что родители оказываются психологически не готовы к сложностям, не имеют достаточной стрессоустойчивости.

– У меня был опыт возврата ребенка обратно в детский дом, – призналась многодетная приемная мама Анна. – 8 лет назад мы с мужем взяли двоих детей. Нас очень испугало, что мальчик вел себя агрессивно по отношению к девочке. Мы никак не могли с ним справиться. Опасались и за его безопасность, потому что он на ходу открывал двери в машине, дома нажимал все кнопки на любой аппаратуре. Он не смог смириться с большим количеством «нельзя», появившихся в жизни. А мы – справиться с его агрессией. Мы просто не знали, что делать. Помочь на тот момент было некому. Через три дня мы вернули его в детский дом, решив, что так будет лучше для всех.

Анна признается: тогда они с супругом не справились с ситуацией. Сейчас в их семье воспитывается пятеро детей. Проблемы, конечно же, возникают, но все успешно прошли адаптационный период и уже стали родными, так что о возврате речи не идет. А в сложных ситуациях на помощь приходят психологи.

– Трудности могут возникнуть не только в период привыкания, – подчеркивает одна из основательниц Сообщества приемных семей Оренбургской области, Ольга Марьина. – У меня есть хорошие знакомые, в приемной семье которых воспитывается 10 детей. Адаптационный период у последней девочки, казалось бы, завершился. С тех пор,как ее взяли в семью, прошло около года. Но случилось так, что она сбежала из дома, подговорив младшую девочку. Семья была в панике. Девчат нашли в компании мужчин, которые не пускали родителей к детям. Пришлось подключать полицию. Сейчас решается вопрос о передаче девочки, которая была инициатором ухода, назад в детский дом. Лично у меня, к счастью, таких ситуаций не было, но от подобного никто не застрахован.

Ольга Петровна отмечает: принимая ребенка в свою семью, она предупреждает, что возврата назад не будет, как бы ни было сложно. Любые трудности можно преодолеть вместе.

– И с кровными детьми тоже не всегдалегко, – напоминает одна из учредительниц Сообщества, Людмила Епишина. – Но мы ведь от них не отказываемся!

О сложностях, возникших после приема в семью двоих мальчиков, рассказала мама четверых детей Ольга.

– Мы взяли братьев-погодков. Старший с первых же дней криком пытался добиться нашего внимания. Дали ему понять, что так дело не пойдет. Истерики прекратились. А спустя какое-то время начались проблемы с младшим, от которого в детском доме все были в восторге. Смотрим, у этого «милого котенка» – взгляд исподлобья, в садике начал всех девочек колотить, дома – все ломать. Разобьет и спрячет, а начинаешь распрашивать – врет, что этого не делал. На протяжении 3 месяцев я ни на минуту не могла оставить ребят одних. Сложно было создать безопасные условия, особенно когда они выходили во двор. В отличие от нашего родного ребенка, у них вообще не было страха. Но постепенно мы со всем справляемся. Взяли к себе и их сестренку. Какие бы сложности ни возникали, никого из ребят мы не намерены отдавать обратно.

– И я не собираюсь возвращать дочь, но признаюсь, такие мысли в моей голове возникали, – делится еще одна приемная мама. – Мне до сих пор непонятно, с чем это было связано, ведь ничего экстраординарного не происходило. Сейчас у нас прошел адаптационный период, и все хорошо.

– Мысли о возврате ребенка периодически возникают у многих приемных родителей. Не нужно их бояться, – говорит Алиса Попова. – Часто причина кроется в усталости. Всем нам периодически нужен отдых.

А опытные приемные мамы дают остальным женщинам совет: каких бы детей вы ни воспитывали, родных или приемных, нельзя зацикливаться только на них. Очень важно оставлять себе право на личную жизнь, встречи с подругами и увлечения.

 

Вместо детского дома – в гостевую семью

Есть ли разница в воспитании кровных и некровных детей? Практически в один голос мамы отвечали: нет! А вот проблемы со здоровьему приемных детей возникают чаще. И к этому семьям следует быть готовыми.

– Не вижу разницы в родственной опеке и воспитании детей, взятых из детского дома, – замечает Ольга Марьина. – Хотя с детьми, которые миновали детский дом, проще выстроить доверительные отношения. Они менее травмированные, даже несмотря на то, что многие росли в асоциальных семьях. Планирую поднять вопрос перед органами опеки: возможно ли, чтобы дети, изъятые из семьи, не помещались в детский дом? У нас очень много приемных семей, которые могли бы выступить в качестве патронатных. Там дети могли бы находиться до тех пор, пока им не подберут постоянную семью.

– Психологам детского дома зачастую хочется побыстрее направить нового ребенка в семью, – отмечает Алиса Попова. – Ведь мы видим, как в детском доме они «замораживаются». Исчезают их потребности и желания, нет внутренней свободы. Детям приходится выживать. Даже при всех прекрасных условиях детского дома, где их хорошо кормят, где у них есть все необходимое, происходит психологическая «заморозка». Чем дольше ребенок в ней находится, тем сложнее потом растапливать его чувства. Думаю, совместно с Сообществом приемных родителей мы разработаем программу наставничества, ресурсной семьи.

 

Сохранить тайну или признаться?

Родители, решившие взять ребенка из детского дома, оказываются перед выбором: сохранить тайну или рассказать ребенку правду? Что лучше? Единого мнения на этот счет нет.

– В свое время от меня отказались родители. Меня удочерили в месячном возрасте, – рассказывает многодетная мама Оксана, воспитывающая и своих, и приемных ребятишек. – Родители этот факт тщательно скрывали. Возможно, по тем временам они поступали правильно, ведь раньше отношение к приемным детям было как к каким-то ущербным. Это сейчас приемный ребенок нормально воспринимается обществом. Но хочу сказать, что мои приемные родители стали для меня по-настоящему родными людьми! С мамой у нас была такая связь, что стоило ей куда-то уехать на несколько дней, я заболевала. О том, что я приемная, она сказала, когда у меня уже было двое детей. Психологической травмы не было, но, честно сказать, мне было бы комфортнее, если бы язнала об этом с детства. У меня есть знакомые, которые в детсадовском возрасте сообщили ребенку о том, как он появился. И я сама, взяв приемных детей, сразу им сказала: мы вас нашли, потому что вы были даны нам Богом. Теперь уже и одна из моих дочерей планирует взять ребенка из детского дома. Она станет приемной мамой в третьем поколении. Знаю, что у многих девочек, которые берут на воспитание детей, дочери тоже видят необходимость в приемном материнстве.

– Я своим детям говорю, что им повезло, потому что у них есть две мамы, – делится Людмила Епишина. – И никакой душевной травмы ни у кого нет. Считаю, что она может возникнуть в противном случае. У меня есть наглядный пример. Друзья усыновили ребенка в месячном возрасте. Нашлись «добрые люди», которые рассказали мальчику, что он приемный. В 13 лет он сбежал из дома и попал в плохую компанию, потом – в тюрьму, и только там осознал, что приемные родители – для него самые дорогие люди.

Говорить ли ребенку о его происхождении – решать только родителям, но гораздо важнее, чтобы они искренне полюбили принятого ребенка, помогли ему понять, что такое настоящая крепкая семья и как строится быт, и вместе преодолели все трудности.

Кстати

Очень важно, чтобы еще до приема ребенка в семью родители поняли,готовы ли они к этому, справятся ли с возникающими проблемами. Благодаря действующей при детском доме г. Орска «Школе приемных родителей», потенциальные мамы и папы могут ответить себе на эти непростые вопросы на этапе подготовки. И то, что только 70 % «учеников» в конечном итоге приходят к приемному родительству (ежегодно обученние в Школе проходят около 120 человек), администрация детского дома и психологи считают положительным моментом. Ведь это в какой-то мере предотвращает возвраты детей обратно в детский дом и, как следствие, становится профилактикой новых психологических травм.

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!