Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ИнтервьюКультура

У картин орского художника Александра Запоржина есть своя особая история

Монументальные триптихи и диптихи, поражающие своей масштабностью и глубокой философией, давно стали визитной карточкой Александра Запоржина.

В городском выставочном зале развернулась персональная выставка художника «Край родной» (0+). В экспозиции представлено 49 полотен. Среди них работы, созданные в разное время. Есть здесь этюды и графика 80-х и 90-х годов, и множество новых картин, написанных в различной манере, но в определенной цветовой тональности, по которой легко узнать автора.

Его работы завораживают и восхищают. Они будто изнутри наполнены какой-то энергией, которую чувствует зритель. Это касается не только философских полотен, но и пейзажей. В них есть динамика, есть жизнь. Вот на дорогу с небес спускается радуга, а на другой картине можно увидеть осень, которую гонит зима.

В центре выставочного зала разместился уже известный многим орчанам триптих «Жизнь планеты». Рассматривая его, каждый раз открываешь для себя что-то новое. И сам художник признается: не раз дописывал картину, что однажды даже привело к курьезу.

– Мы отправляли этот триптих на выставку в Москву, – делится Александр Запоржин. – Николай Тарасов, тогда он был мэром города, дал на это денег. А я в последний момент решил поправить правую часть картины. Работа пришла в выставком. Было сыро, зима, картины немного провисли. И поступает предложение: правую часть поставить на пьедестал. Заслуженный художник Владимир Щербаков, высокий седой мужчина в черном плаще, подходит к работе, поднимает, и когда он водружает ее, пьедестал становится таким же красивым, как эта картина. Он топает ногами, кричит: «Ах, да она еще сырая! Убирайте!». Я был в шоке. Мы быстро собрали картины и отправили назад. Я очень горевал, что работа не прошла. Но через полгода, когда появились каталоги, выяснилось, что моя картина в них есть, и все встало на свои места.

У многих работ Александра Запоржина есть своя особая история. Как-то в 90-е он вместе с семьей копал картошку. Тогда многие брали большие дополнительные участки, чтобы прокормиться.

– Устал, прилег отдохнуть, вдруг видение: сухое растение, а мимо него с огромной скоростью бежит заяц, – рассказывает художник. – Колючки царапают его бок, оставляя кровавый след, и заяц убегает. Потом еще какой-то зверек бежит – то же самое. Я встал, прошел вперед. Смотрю – растет чертополох. Протягиваю руку, и на ней остаются такие же царапины. И те же боль и кровь. Выкопал растение, привез в мастерскую. Что интересно, на первом этаже был склад, откуда ко мне бежали мыши, – все мыши разбежались. Я сделал холст и написал большой натюрморт с керамикой и чертополохом. Повесил в изголовье топчана, на котором обычно отдыхал. Как повесил – не могу уснуть. Было в этом цветке что-то эзотерическое. Долгое время натюрморт я никому не показывал, спрятал. А спустя время эту работу у меня все-таки купили – ее приобрел бизнесмен из Москвы.

Александр Васильевич признается: он неохотно расстается со своими творениями. И не потому, что жалко их продавать, – многие дают толчок к созданию новых работ. Достаточно посмотреть на них, и в голове рождаются новые образы, новые композиции.

У опытного мастера много планов на будущее. Он мечтает написать картину, рассказывающую про параллельность миров. Еще одна будет посвящена марафону. К ним уже есть эскизы. Впрочем, это далеко не все. Надеемся, что в ближайшие годы орчанам удастся увидеть новые произведения опытного мастера. А пока можно познакомиться с уже написанными картинами, такими разными и такими интересными. Выставка продолжит свою работу до 22 апреля.

Лариса Хальченко,

заместитель главы Орска по социальной политике:

– Работы Александра Васильевича всегда смотрятся по-особенному. Триптих «Жизнь планеты» недавно выставляли, но сегодня он пронизан новым настроением, новыми эмоциями. Смотришь на работы художника, пусть даже этюд или пейзаж, а в них есть призыв к действию. Александру Васильевичу удается подбирать краски, подбирать технику, которая заставляет идти и двигаться. Его работы – это объем, это масштаб.

 

 

Анастасия Симонова,

заместитель директора Орского краеведческого музея по научно-методической работе:

– За художника всегда говорят его картины. Обратите внимание, какие у скромных мастеров бывают яркие, невероятные работы. Представляете, какая буря эмоций бушует внутри, что они в себе носят, что им удается нам показать! Александр Васильевич часто дописывает, дополняет свои картины. Если вы видели работу несколько лет назад, спустя время вы можете очень удивиться, как она изменилась. Рекомендую всем прийти на выставку и насладиться творениями Александра Запоржина.

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Фото Сергея Пузырева

Spread the love
Click to listen highlighted text!