Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Интервью

В молчании создается внутренняя тишина. В этой тишине – Бог

Во вторник 50-летний юбилей отметит протоиерей Сергий Баранов. День рождения батюшка планирует встретить на Афоне.

В тиши и уединении, вдали от мирской суеты, там, где проще отвлечься от повседневных забот и общаться с Богом. За плечами – 23 года служения в церкви, не просто проведение литургий и чтение проповедей, но и строительство храмов, создание иконописных мастерских, основание женского монастыря и множество других благих дел.

 

– Отец Сергий, расскажите, как вы пришли к вере? Крестились вы человеком взрослым?

– Я родился и рос во времена атеизма, в семье неверующих людей. Как и большинство советских детей, был пионером, в армии – секретарем комитета комсомола взвода. Мы ничего толком не знали о православии. Только к тысячелетию Крещения Руси началось потепление в сторону церкви. Я стал размышлять, читать о Боге. Помню, как за треть зарплаты купил свою первую Библию. В храм пришел художником: тогда восстанавливали первый в городе храм, и его нужно было расписать. Погрузился в церковную жизнь. Здесь я увидел все так, как есть, а не как это представляли. Я обрел смысл жизни, обрел Бога. Осознал, что наша жизнь – не короткий временной отрезок, не вспышка, это вечность. За 23 года я ни разу не пожалел, что пришел сюда. У меня сейчас все отними – останется Бог. Это та драгоценная жемчужина, которую, как говорит Евангелие, никакому вору украсть неподвластно.

 

– Вы часто бываете на Афоне, даже свой юбилей планируете встретить там. Что вам дает посещение святых мест?

– Был там уже 30 раз. В последние годы езжу в монастырь, который находится в таком месте, куда нужно добираться по скалам. На них закреплены цепи, подниматься и спускаться приходится по уступам, держась за цепи. Это далеко от паломнических троп, место совершенно уединенное. Монах, хозяин кельи, знает мою любовь к уединению, всегда делает мне подарок – находит повод, чтобы уйти куда-нибудь дня на три. Я остаюсь один, наедине с птичками небесными. В молчании создается внутренняя тишина, и в этой тишине слышится Бог. Ум, который желает видеть Бога, должен на какое-то время замолчать, остановиться, найти не внешнюю тишину, а внутреннюю.

Если раньше я бывал на Афоне месяцами, весной и осенью, когда начинал расписывать там первую келью, то сейчас приезжаю максимум на 10 дней, ведь у меня здесь много обязанностей.

Кроме Афона, в декабре был в Англии, посещал православный монастырь, он тоже для меня был интересен. В прошлом и позапрошлом годах был в монастыре в Америке.

 

– Чем они вам интересны?

– Эти монастыри основали великие духовные личности. В Англии это Софроний Сахаров, русский эмигрант, который долгое время жил на Афоне. Константинопольская патриархия рассматривает материалы по его канонизации, это будущий святой. В Америке, в монастыре Антония Великого, основатель еще жив, оттого было еще интереснее не только прикоснуться к традициям, но и быть рядом с ним. Таких людей в мире единицы. Они знают Бога не понаслышке. Они будто живут в другом измерении. Для меня ценно с их помощью найти правильное направление и в этом правильном направлении обрести свой опыт. Они тоже практикуют исихазм (молчание) и Иисусову молитву – у нас она входит в устав монастыря.

Большая часть даже православных людей имеет не веру, а доверие чужому опыту. Даже внутри церкви только небольшая часть людей может сказать: я верю в Бога, я знаю Бога.

В земном плане можно многим удовлетвориться, но все равно остается какая-то недосказанность, недоделанность.

 

– К 50 годам вы многого добились: вырастили шестерых детей, организовали строительство собора Георгия Победоносца, основали монастырь, расписывали различные храмы. Всего не перечесть. Неужели не гордитесь этим?

– Не горжусь, в этом есть элемент тщеславия. Я радуюсь. Радуюсь тому, что удалось это сделать. Радуюсь, что занимаюсь бездомными, 20 лет посещаю тюрьмы, Гайский дом-интернат. Я писал книги, сценарии для молодежного театра, снимал кино, получал премии на международных кинофестивалях. Но это не удовлетворяет в полной мере. Зачем я все это делаю? Чтобы помочь людям. Спектакли и фильмы – своеобразная форма проповеди. С молодежью нельзя говорить нотациями. Телевидение, Интернет, музыка – это то, что они принимают легче.

Многие школьники и студенты смотрели спектакли, которые мы ставили совместно с молодежным театром и, приходя за кулисы, говорили спасибо. «Мы обязательно будем думать об этом!»

 

– Не только на молодежь, но и на взрослых произвела впечатление ваша рок-опера «Пожизненный». Вы более 20 лет ездите в тюрьмы. С какой целью?

– Когда я стал священником, одна прихожанка попросила навестить ее сына. С подобными просьбами обращались и другие матери. В тюрьмах я увидел много больных людей. В какой-то степени мы все больны. Я сам иногда исповедуюсь и знаю, что тоже подвержен греху. В этих людях я увидел своих детей, своих братьев.

Когда за преступником видишь человека, можно ездить и в «Черный дельфин». Там половина сидящих – психически больные люди. На каждой камере висит табличка, написано, что человек сделал, – здоровый на такое не способен. По статистике, на 600 сидельцев приходится

3 000 трупов. Но и убийцам нужно исповедаться. И там есть те, кто приходит к Богу – не на словах, по-настоящему.

 

– Говорят, что в колониях на литургии к вам приходит по 150-200 человек, тогда как к другим – 10-20. Как удалось этого добиться?

– Мне доверяют. Самая лучшая проповедь – искренняя жизнь. Не надо тащить кого-то за руку. Когда будешь искренне честно жить, к тебе потянутся, тебе поверят.

 

– Вы основали монастырь, часто бываете в различных монастырях, а сам не мечтали о монашеской жизни?

– Монастырь – это итог. То, к чему я шел. Я пришел в церковь женатым человеком, поэтому о монашестве речи не было. Во второй половине жизни я стал уходить от внешнего к внутреннему. Я максимально приближен к монашеству. Могу каждую ночь быть на службе, быть в атмосфере молитвы. По миру собираю эту традицию: в Грузии, где у меня много друзей, на Афоне. За 70 лет советской власти в России она была утрачена, сейчас только восстанавливается по крупицам. Был период восстановления храмов и золотых куполов, а теперь надо наполнять их содержанием.

 

– Близкие поддерживают ваши начинания?

– Поддерживают. Детей (пятерых сыновей и дочь) мы с супругой воспитываем в православных традициях. Троих сыновей по очереди брал на Афон, пребывание там произвело на них впечатление. Они часто бывают у меня в монастыре, помогают. Вместе мы хотим организовать свой канал в Интернете, чтобы отвечать на вопросы молодежи, вести беседы о духовности, передачу для самых маленьких. Добрый человек из Европы помог приобрести камеру, необходимую аппаратуру. Дети у меня, слава Богу, талантливые, рисуют хорошо, музыку слышат. Одного из них взял оператором, другого – на монтаж. Скоро будет готов видеорепортаж о моей поездке в Англию. На Афоне в прошлом году качественную съемку вели наши телевизионщики, и в Грузию я их брал. Теперь некоторую работу могу доверить сыновьям.

 

– В последнее время много говорят о толерантности. Как вы относитесь к другим религиям?

– Ко всем людям я отношусь с любовью. К другим религиям я не отношусь, я отношусь к православию. Нужно различать религиозные убеждения и самого человека, тогда проще будет его любить. А религиозные убеждения могут идти вразрез с твоими, иногда и оскорблять их. Нужно любить человека, не входя в его религиозные убеждения, иначе можно либо поссориться, либо оправдать их, – и то и другое плохо. Пусть он занимается чем-то своим, а я буду православным.

 

СПРАВКА

В феврале отцу Сергию Баранову, секретарю Орской епархии, руководителю епархиального отдела по церковной архитектуре и иконописи, духовнику Иверского женского монастыря Орска, была вручена медаль «За заслуги перед городом Орск» II степени. Решение наградить батюшку приняли депутаты городского Совета.

Людмила Светушкова

Spread the love
Click to listen highlighted text!