Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ИнтервьюКультура

Валерий Хамин: «Я счастлив вчера, сегодня, каждый день»

Первое знакомство ребенка со сценой чаще всего происходит в кукольном театре.

Многие помнят, как мама или папа, а то и оба родителя вместе за ручку вели тебя в волшебный мир, где куклы ходили и разговаривали, где под страшной маской прятался злой герой, а добрый – под красивой и светлой. Кукольные герои оставляют глубокий эмоциональный след в детской душе, они показывают малышам примеры дружбы, отзывчивости, доброты, храбрости, трудолюбия. Спектакль рождает у детей потребность пересказывать отдельные эпизоды друзьям и родителям, делиться своими чувствами и эмоциями.

Но кто вкладывает эмоции в самих кукол? Кто заставляет их двигаться и разговаривать? Сегодня «ОГ» расскажет о человеке, который является движущей силой кукольного театра, который помогает детям расти, а родителям – возвращаться в сказочный и волшебный мир детства.

В недалеком прошлом Валерий Хамин был одним из ведущих актеров Орского театра драмы имени А. С. Пушкина. Помимо основной работы руководил студенческим театром «Ваганты» в ОГТИ. Судьба сложилась так, что наш талантливый земляк около десяти лет назад уехал сначала в Москву, а потом в Норильск. В настоящее время он не только ведет курс режиссуры для студентов Норильского колледжа искусств, но и создал и возглавил в этом городе социальный кукольный театр «Антресоль», в котором в новом сезоне будет сыграна инсценировка орского автора по трем новеллам Эдгара По.

«Одним из мудрейших и добрейших людей, романтичным аристократом и обаятельным джентльменом, опытнейшим наставником и терпеливейшим из учителей, который с безмерной любовью относится к искусству и к театру, а также по-отечески и к нам, словно к детям», считают Валерия Евгеньевича его студенты. Сегодня он – наш собеседник.

– Валерий, помню тебя бессменным актером Орского драматического театра. Сколько ролей было сыграно на сцене? Какие из них считаешь знаковыми и чем они тебе запомнились?

– Я родился под Оренбургом, но с трех лет живу в Орске. В школе № 28 окончил восьмилетку, в 29-й отучился еще два года, чтобы получить среднее образование. После школы окончил Челябинский институт культуры. В 1988 году связал свою судьбу с частным коммерческим театром-студией «Маски», руководил которым Семен Абрамович Фуксман. Мы делали спектакли-сказки и показывали их детям из детских садиков. Из того репертуара вспоминаю роль пса Барбоса в спектакле «Про зайца Тяпу». Но это были такие одноплановые спектакли, а мне хотелось большего. В знаменательном 1991 году летом я отдыхал в Ташкенте и Самарканде, где меня и застал путч. Вернувшись в Орск, я пошел устраиваться в драматический театр. Руководила этим очагом культуры в ту пору Лидия Кудинова. Она приняла меня в труппу. Я познакомился с Леонидом и Нелли Ростовцевыми, Любовью Андреевной Хатько, Валерием Медведевым. Это были интересные люди. Режиссерами в ту пору были Виктор Рудзей и, немного позже, Александр Митькин. Запомнилось, что, сделав первый спектакль, мы тут же поехали в Муром на гастроли со сказкой «Балаболка», где я играл героя по имени Принц Синеокий.

Ее поставил актер и режиссер Василий Васильевич Солохин. Гастроли прошли интересно и надолго запомнились, так как в 90-е годы театр больше никуда и не выезжал. Я в Орском театре проработал четверть века – с 1991 по 2016 годы. Сам понимаешь, что сыграно за это время было множество ролей самого разного плана. Детские – «Аленький цветочек», «Василиса Прекрасная», «Гадкий утенок», где я играл Гуся. Запомнились роли помощника приказчика, Тишки, в спектакле по пьесе Островского «Свои люди – сочтемся» (ставил Рудзей), Петрухи в «Очень простой истории» (режиссер Калакин). Необычным был музыкально-танцевальный спектакль «Полюбила я козла» (режиссер Сенюков), «Бабьи сплетни» и «Любовное безумие» (режиссер Шумилкина). Колоритной получилась моя роль доктора Мурга в спектакле «Наследники Рабурдена», который по пьесе Золя поставил режиссер Анатолий Иванович Болотов.

 

– Помимо основной работы ты преподавал в ОГТИ. Были ли талантливые ребята, которые продолжили театральную стезю? Если такие были, то расскажи немного о них: где они продолжают работать.

– Работать в ОГТИ меня пригласила Светлана Смирнова, которая занималась КВНом. Им надо было срочно создать театральный номер к предстоящему молодежному фестивалю в Свердловске. И мне предлагалось выступить в роли режиссера-постановщика. Поскольку до фестиваля оставалось не больше месяца, я отговорил их от задуманной «Игры в фанты» Николая Коляды, и мы взяли в работу спектакль про двух подростков под названием «Эй ты, здравствуй» по пьесе Геннадия Мамлина. С двумя студентами мы отрепетировали, а Саша Саркисов, звукооператор театра, помог сделать фонограмму. Результатом нашей работы стало второе место на фестивале. На следующий год запланировали уже пьесу Коляды, и, разумеется, без меня тут не обошлось. Оформили меня как педагога ФДПП. Работать было сложно, особенно в период сессии, студентов не отпускали. Я выдерну одного и репетирую с ним, а остальные роли сам озвучиваю. Тем не менее спектакль «Игра в фанты» мы сделали и очень хорошо выступили на оренбургском фестивале «На Николаевской». Одна из девочек даже удостоилась приза за женскую роль второго плана. Жаль, но в профессионалы мои воспитанники не попали, одна только Люба Миронова занимается стендапом – это чтение собственных юмористических произведений у микрофона.

– В каком году судьба сделала зизгаг и ты уехал из Орска? Чем это было обусловлено?

– Это произошло в 2016 году и было обусловлено причинами личного характера. К тому же в это время все мои родственники перебрались на ПМЖ в Москву. Я давно хотел заняться режиссурой и потому решил, что время для этого наступило. Однако Москва оказалась еще тем крепким орешком. Я показывался, где только мог, а параллельно работал курьером в кол-центре и даже в театре Моссовета… дворником. Потом, наконец, судьба улыбнулась, и я устроился в передвижной кукольный театр. Это был вариант того, чем я когда-то занимался в «Масках». Осенью мы уехали на гастроли и гастролировали до Нового года. Побывал я в это время в Ставрополе, Северодвинске, Норильске. Куклами овладел, как говорится, в совершенстве. Здесь, кстати, я поставил «Волшебный весенний цветок», который в прошлом сезоне опять включил в свой репертуар. От Воронежского коммерческого кукольного театра в качестве актера спектакля «Хозяйка Медной горы» по уральским сказам Бажова побывал в Котласе Архангельской области, Северодвинске. Кочевая жизнь постепенно начинала надоедать. Спасало то, что днем мы играли, а вечером я был предоставлен самому себе. Это время пригодилось для посещения театров и знакомств. Так с администратором Северодвинска я договорился порепетировать какую-нибудь пьесу «для души». Это был 2018 год.

А у них серьезно заболел один из ведущих артистов. И мне предложили заменить его в целом ряде спектаклей. Я подумал

и согласился. И стал учить роли. Их было много – Фамусов в «Горе от ума», в «Метели» по Пушкину и так далее. Работа закипела. Год поработал здесь в качестве актера, потом отправился в отпуск в Москву. И тут приехали на гастроли норильчане, и режиссер Бабанова пригласила меня работать. К сожалению, отработал только один сезон. И уезжая в столицу, я думал, что уезжаю из Норильска навсегда.

 

– Как в дальнейшем складывалась твоя карьера? Как ты снова попал в Норильск и занялся проектом кукольного театра «Антресоль»?

– Капризная судьба через некоторое время снова привела меня в этот город, теперь уже в качестве преподавателя Норильского колледжа искусств. Это случилось в 2020 году. В это время, как ты, наверное, помнишь, была вспышка ковида, поэтому занятия проходили не без трудностей. В процессе преподавательской деятельности и появилось желание снова заниматься куклами. Это было обусловлено тем, что в Норильском драматическом театре до обидного мало детских спектаклей, причем они идут на малой сцене. Я хотел исправить эту ситуацию. Свою идею о создании в городе профессионального кукольного театра излагал буквально всем, с кем встречался. За воплощение решили взяться те же студенты, выпускники колледжа, а также организаторы из центра духовного развития «Будь». Это Света Стрельцова, давно мечтавшая о создании кукольного театра, и ее подруга Александра Злобина. Она делает кукол, есть художница Катя и много других, которые тоже нам помогают, музыку записываем на профессиональный диспетчер. В 2022 году к нам примкнула Елизавета Суслова, выпускница с красным дипломом. Скоро у нас должно появиться свое помещение.

– Основные принципы работы вашего театра? Что уже было поставлено? Назови лучших актеров? Кто осуществляет режиссуру, делает сценографию? Где берете кукол, кто у вас художник? Какие премьеры в наступающем году планируется показать зрителю?

– Первой работой новоиспеченного коллектива стала постановка повести-сказки французского автора «Гербарий Фей». Обсудили идею, стали писать сценарий по книге. Чтобы воплотить задумку в жизнь (а хотелось сделать все полноценно и красиво), взяли грант. Было задействовано много людей. Елена Бабкина и Анастасия Малькова обучались у меня работе с куклами, музыку подбирал звукооператор, который по основной профессии диспетчер аэропорта. В результате получился настоящий детектив, сказочная история о том, как Распутин (да, да, тот самый!) посылает некоего Богдановича добыть лекарство от гемофилии, которой, как известно, страдал наследник царского престола. И происходят всякого рода чудеса. Главный герой пропадает и остается жить в заколдованном лесу. Спектакль прошел с аншлагом и понравился всем. О социальном кукольном театре «Антресоль» в городе заговорили. Мы задумались над следующей постановкой. Ею стала психологическая драма «Про жабу». Пьесу сотворил литератор Виталий Стеклянников, который до этого драматургией не занимался. И эта постановка оказалась успешной. Уже без гранта поставили спектакль «Как Маша заколдованного принца спасала», возродили «Волшебный весенний цветок» и планируем поставить «Клочки по закоулочкам» по пьесе Ольшанского. Наш театр – постоянно меняющийся, как проточная вода. Одни актеры уходят, другие приходят. В предстоящем сезоне задумали поставить спектакль по новеллам Эдгара Аллана По. Этакий гротескный ужастик. За помощью я обратился к орскому автору, знакомому мне по работе в драматическом театре, Александру Иванову, члену Союза писателей России. На сегодня уже написаны две из запланированных трех пьес, начинаются репетиции, готовятся костюмы, куклы, музыкальное оформление. Думаю, что эта постановка тоже снищет успех у норильского зрителя.

– Валерий, в моем представлении ты всегда был человеком читающим. Какая книга сейчас у тебя под подушкой?

– Ты не поверишь… Дарья Донцова «Вставная челюсть Щелкунчика». Я нашел эту книжку в Крыму, где отдыхал летом, и зачитался. Прочел «Человека-невидимку» Уэллса, до которого не доходили руки. Ну и еще одна, «Ораторы Древней Греции», это мне надо знать для моей преподавательской деятельности, я преподаю такую дисциплину в колледже для желающих.

 

– Когда ты в последний раз был счастлив и что в твоем представлении счастье?

– Я счастлив вчера, сегодня, каждый день, потому что все еще пребываю в отпуске, в Москве, а здесь каждый день множество открытий: это уличные спектакли, фестивали, мастер-классы, творческие встречи. Впитываю все в себя, как губка. Познакомился с учениками Олега Табакова. Очень интересные люди. Стараюсь наслаждаться каждым прожитым днем. И в Норильске то же самое. Студенты удивляются, спрашивают: почему у вас нет плохого настроения? А вот так, отвечаю, учитесь! Вот сестра замуж вышла. Разве это не счастье?

 

– Об Орске вспоминаешь?

– Я ностальгирую по Орску. Хочу, чтобы он становился краше, чтобы развивался во всех отношениях. Ведь это второй по величине город после областного центра в Оренбуржье, у него высокий статус. У меня живут в Орске две дочери. Ну, а что касается театра… Театр и город взаимосвязаны. Я слежу за делами театра. Рад, что он вошел в пятерку лучших зданий культурного назначения. Хотелось бы, чтобы и внутреннее содержание соответствовало. А для этого нужны профессионалы своего дела, люди, которые нацелены на высокий результат. Когда я готовил себя к должности главного режиссера, выработал четыре основных направления: детские спектакли, молодежные, коммерческие спектакли для взрослых и обязательно работы для фестивалей. Думаю, что, работая по этим направлениям, можно достичь успеха. Этого я и желаю Орскому драматическому!

Сергей Рассказов,

специальный корреспондент

Фото из личного архива Валерия Хамина

Spread the love
Настоящий сайт использует средства сбора метрических данных, а также персональных данных, в том числе с использованием внешних форм. Продолжая использование сайта, вы выражаете согласие на обработку ваших персональных данных, включая сбор и анализ метрических данных.
Click to listen highlighted text!