Васнецовские места и город цариц впечатлили Наталью Старостину
Юбилейная выставка Натальи Старостиной «Мгновения жизни» (0+), работающая в городском выставочном зале, собирает любителей живописи и ценителей искусства. На ней представлено много новых работ, написанных за последние 5 лет. Мы расспросили художницу о создании картин и творческих планах.
– Наталья Викторовна, в зале представлено много пленэрных работ. Где они создавались?
– Я давно мечтала поездить на пленэры, и с Божьей помощью за последние 2 года мне это удалось. Побывала в Яранске в Кировской области. Этот старинный северный купеческий город был основан по указанию Ивана Грозного. Там, где мы писали, сохранились старинные деревянные и кирпичные дома с печным отоплением. Много лесов вокруг. Царит прекрасная сказочная атмосфера. Здесь можно встретить васнецовские места, которые легли в основу знаменитой «Аленушки». На пленэре в Кировской области мне довелось побывать дважды.
Немало впечатлений оставила поездка в город Мещовск. Это удивительное место называют «город двух цариц с музеем трех цариц». Здесь родились царицы российского государства: представительница династии Романовых Евдокия Лукьяновна Стрешнева (вторая супруга первого монарха из династии Романовых – Михаила Федоровича, мать всех его детей) и Евдокия Федоровна Лопухина, первая супруга Петра I.
Также с Мещовском связывают имена Натальи Нарышкиной (первая жена Алексея Михайловича, мать Петра I), Софьи Алексеевны (сестра Петра I) и Елизаветы Петровны (дочь Петра I и Екатерины I).
В городе есть старинный монастырь, сохранился ряд объектов XVI–XVII веков. Это настоящее культурное наследие. Места красивые, исторические, вдохновляют.
К тому же на пленэре собралась творческая команда художников. Когда царит дружеская и творческая атмосфера, то работается легко и непринужденно. Всегда чему-то учишься. Вместе работают как состоявшиеся мастера (в том числе заслуженные, народные художники), так и начинающие молодые художники. Но самое интересное – это выставка по окончании пленэра. Она становится своеобразным подведением итогов проделанной работы.
– Сколько времени у вас уходит на создание картин? Долго их дорабатываете?
– Бывает по-разному. Пленэрные работы обычно рождаются быстро. Особенно интересно, когда удается поймать мгновение. Появилась в небе радуга, смотришь на нее – и процесс пошел. Или луч света красиво пробивается сквозь деревья, и этот миг не хочется упустить. Конечно, поймать мгновение удается не всегда. Бывает, смотришь – красиво, а начинаешь рисовать – все ушло…
– Вы представляете династию художников. Имя вашего отца, Виктора Старостина, знакомо многим орчанам, но, оказывается, корни вашей династии уходят еще глубже?
– Да, мой дед, Василий Николаевич Старостин, был хорошим художником. В Великую Отечественную войну он погиб подо Ржевом. Несколько его картин сохранились и сейчас находятся у моих родных. Это очень самобытные работы. Многие его картины бабушка вынуждена была обменять на хлеб в тяжелые военные годы, ведь ей надо было кормить троих детей.
Папа с трех лет рос без отца. С детства у него была тяга к рисованию. Повзрослев, он ходил в студию к Марку Мешкову. Потом окончил Всесоюзный заочный народный университет искусств имени Крупской и всю жизнь серьезно занимался творчеством. К сожалению, я в полной мере оценила его только сейчас. Какие-то вещи мне очень хотелось бы с ним обсудить, но время ушло. В юности я не могла понять, почему он не вступает в Союз художников, раз считает себя профессионалом. А ведь ценность художника измеряется не только союзами!
– Слышала, что люди ходили к нему на выставки и рассказывали, что некоторые его картины лечат, снимают зубную боль, например.
– Мне тоже доводилось такое слышать. Отец был очень светлым человеком.
– Он оказал влияние на ваше профессиональное становление?
– Сложно сказать однозначно. Когда я была ребенком, мне было интересно наблюдать за тем, как он работает, и просто, как и многим другим детям, нравилось рисовать. По собственной инициативе я записалась в художественную школу и там встретила удивительного педагога – Ирину Осипову, которая рисовала с огромной любовью, и именно этим я вдохновилась на всю жизнь. Мне кажется, именно Ирина Николаевна оказала влияние на мое творческое развитие. А потом Бог давал возможности – попасть в студию к Марку Мешкову, пообщаться с художниками…
– К Марку Мешкову вы пришли уже взрослой?
– Тогда я училась в институте, осваивая профессию, никак не связанную с искусством, но рисовать мне хотелось, и мама посоветовала пойти в студию к Марку Михайловичу. Это был такой советский клуб художников, где собирались самодеятельные мастера и те, кто готовился поступать в училища и институты. Как сейчас помню, мы приходили туда 3 раза в неделю, рисовали с удовольствием. Для меня это была отдушина.
– А когда пришло осознание, что рисование для вас не просто хобби?
– В 2001 году. Я предоставила несколько работ для всероссийской выставки «Молодые художники России», и они прошли отбор. С тех пор я начала относиться к творчеству серьезнее. Моя первая персональная выставка состояла из акварельных работ. А через некоторое время я увлеклась маслом.
– Вы не только пишете сами, но и учите детей в художественной школе. Как к этому пришли?
– В детской художественной школе я с 2015 года. Попала волею случая, после того как меня сократили на прежней работе (я преподавала компьютерную графику и программирование). Думаю, что это промысел Божий. В последнее время я пришла к выводу, что все в жизни не просто так. Где-то мое воображение рисовало одно развитие событий, а все шло иначе. Казалось, что-то сделала неправильно, а это выливалось в опыт, который давал возможность двигаться дальше…
– Что для вас интереснее: рисовать самой или учить других?
– Мне нравится делиться своими знаниями и опытом, но писать самой – особое, ни с чем не сравнимое удовольствие.
– У вас довольно плотный график. Как находите на это время?
– В учебное время найти его проблематично. Большая часть работ рождается летом, когда я ухожу в отпуск. В этом году у нас была очень красивая золотая осень, а я не успела нарисовать ни одного этюда… С другой стороны, я рада, что судьба дает мне интересных учеников, и приятно, когда они продолжают свой путь в творчестве. В этом году мои ученицы поступили в Екатеринбург, в Нижний Новгород. Один из выпускников вечернего отделения поехал учиться на реставратора в Москву. Очень здорово, что при нашей художественной школе (ДХШ г. Орска) действует вечернее отделение, куда по вечерам приходят рисовать взрослые люди. Я вижу в этом продолжение традиций студии Марка Михайловича Мешкова.
– На открывшейся выставке ваши картины представлены в самых разных жанрах: пейзажи, портреты, натюрморты, на которых изображено много цветов. Что вам ближе?
– Я люблю все! С огромным удовольствием работаю на природе. Если пишу цветы, делаю это более расслабленно, ведь букет может долго стоять в вазе. Мне нравится писать портреты. В них можно передать и характер, и эмоции, и красоту человека. Но портрет требует глубокого осмысления. Пока серьезно я им не занималась. Думаю, в этом жанре, если Бог даст, я еще в самом начале пути. Вижу, над чем нужно поработать.
– Поделитесь своими творческими планами.
– В планах у меня сесть и обдумать свои творческие планы. (Смеется.) Мечтаю съездить на Байкал и поработать на берегу озера. Когда-то мне уже довелось там побывать и очень хочется повторить этот опыт. Конечно же, есть много интересных мест, куда мне хотелось бы отправиться… Слава Богу, страна у нас большая и очень красивая.
Наталья Викторовна Старостина. Член Союза художников России с 2006 года.
Участник городских, региональных, российских и международных выставок. Ее работы находятся в собраниях Орского краеведческого музея, картинной галереи города Петрозаводска, галерее проекта «Русская Атлантида», картинной галерее Яранска, частных и корпоративных коллекциях России, Швеции, Германии, Азербайджана и Казахстана.
Людмила Светушкова,
выпускающий редактор
Сергей Пузырев,
фотограф