Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Интервью

Знак интернационалиста – самый ценный. Орчанин вспоминает о службе в Афганистане

15 февраля отмечалась 32-я годовщина со дня вывода советских войск из Афганистана. Это особый день в судьбе орчанина Андрея Виногродского.

19-летним парнем он был призван в армию в мае 1981 года, только и успев после окончания техникума предложить руку и сердце своей невесте. Уезжал Андрей из дома 88-килограммовым богатырем при росте 188 см. К моменту принятия присяги в учебной части в Витебске – через 6 недель – постройнел до 72.

– Поначалу кто-то не ел масло, кто-то – сало, – вспоминает Андрей Модестович. – Сержант тогда посмеивался, мол, из вас еще мамкины пирожки не вышли. И правда, буквально через полмесяца каждый сметал со стола все, что давали, не морщился.

Армейские нагрузки не давали солдатам расслабляться. В 6 утра встали и побежали, потом – физподготовка, строевая, огневая, тактическая, воздушно-десантная, медицинская подготовка, рукопашный бой, марш-броски, полоса препятствий десантника и другие испытания на силу и выносливость. Отбой в 22 часа, но так просто спать не отпустят: сделай 6 подъемов-переворотов или подтянись 12 раз. Справился – иди в постель, нет – занимайся дальше. В дружной роте из 32 человек было 25 земляков, почти все из Орска.

Андрей выучился на радиста, после чего был направлен в часть на центральную телефонную станцию в 317-й гвардейский парашютно-десантный полк. Родные думали, что так и прослужит телефонистом. И 6-8 месяцев никто, кроме отца, не догадывался, что полк в составе 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии отправили в Афганистан. Рядовой долго не мог писать, а одно письмо мать получила полевой почтой, увидела штамп Термеза, поговорила с военкомом и запереживала.

– Я тогда получил по полной программе, – рассказывает Виногродский. – Стал чаще писать. Нашей задачей было сопровождение автоколонн, ночные и суточные комендантские патрули, полевой 45-суточный караул во время Панджшерской операции, боевые выходы в провинциях Кабул, Пагман, городе Чарикар, рейды с рацией в 18 с половиной килограммов (плюс аккумуляторы, ранец, бронежилет, каска, боекомплект и многое другое). Полгода на наблюдательно-сторожевом посту Паймунарского перевала на горе Ходжа-Бугра умывались снегом. Воду, провизию, гранаты, боекомплекты, патроны поднимали с подошвы горы на себе. Весной здесь было красиво – подснежники, тюльпаны, ирисы, летом – пустынные рыжие или черные горы и Кабул под облаками. Видел грифов, стервятников, шакалов, лис, туров, черепах, одногорбых верблюдов… А однажды шум наделала семья дикобразов, из-за них пришлось пострелять и метнуть гранату.

Конечно, за 103 дня боевых походов и рейдов ребята теряли товарищей. В феврале 1982 года погибли друзья, получил контузию механик-водитель, подорвавшись на БМД-1КШ «Сорока». Уже к октябрю полк потерял 29 человек, 70 было ранено. Однажды для спасения сослуживцев Андрей Модестович сдал свою кровь редкой группы, за что впоследствии получил значок «Донор СССР» 2 степени.

Несмотря на невзгоды, наш собеседник не терял тонкого армейского юмора. Он поведал, как диалект местного населения выучил, за что был прозван таджиком, как делали на горе мороженое из снега, сухого молока и сгущенки, как забавлялись с обезьяной, живущей во взводе. Запомнился ему и вкус консервов из госрезерва 53 года – попробовал особо ценную белорыбицу, пролежавшую несколько десятилетий в банке в вечной мерзлоте.

У Андрея Модестовича много наград. Среди них – правительственные, ведомственные, общественные медали, благодарственное письмо на Родину, знаки ЦК ВЛКСМ, но выделяет только одну – нагрудный знак «Воину-интернационалисту». Она особо ценна для инвалида войны, вернувшегося из Афганистана в 1983 году.

С супругой Светланой, проводившей тогда жениха в армию, Виногродский вместе уже 44 года. У них трое детей, семеро внуков. Андрей Модестович работал на ЮУМЗе, был секретарем комитета комсомола на правах райкома, депутатом областного Совета народных депутатов Оренбургской области, создавал в 1985-1986 годах Совет воинов-интернационалистов города, вел и продолжает вести активную общественную деятельность, баллотировался в горсовет и даже в главы города. И не последним в списке по итогам голосования оказывался, люди ценили и доверяли.

А для призывной молодежи у Андрея Модестовича один совет: сейчас, чтобы попасть в армию, надо еще постараться, ведь туда сегодня очередь стоит. Потому что к тем, кто служил, во все времена будет уважение!

Юлия Замятина,

корреспондент

Spread the love
Click to listen highlighted text!