Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Культура

Балетное искусство можно развивать и в провинциальном Орске

Сегодня, 2 ноября, отмечается Всемирный день балета. Накануне в драмтеатре состоялся концерт «Сказочный мир танца», собравший полный зал зрителей.

Балетные номера в программе заняли свое достойное место. Да-да, в нашем провинциальном городе есть профессиональный балет. Более 20 лет ему посвятила руководитель школы танцев «Терпсихора», известный в городе хореограф Вера Сартакова.

 

– Вера Анатольевна, уже долгие годы ваши воспитанники радуют орчан настоящим балетом. Как вы к нему пришли, ведь много лет занимались с ребятами эстрадным танцем?

– Это случилось в 2000 году. Моя дочь выросла, тоже стала педагогом, и в какой-то момент я поняла, что могу передать ей свой коллектив – ансамбль эстрадного танца «Эврика», чтобы начать заниматься с детьми классическим танцем, то есть балетом. Балетное искусство считается высшей формой хореографии. Без классического танца ни один танцор не может танцевать профессионально, ведь именно он полностью готовит тело к хорошей координационной, музыкальной, артистической работе. Мы не просто делаем движения руками или ногами, мы движемся вдохновенно, вместе с рукой поворачивается не только голова, но и глаза, и душа раскрывается. А чтобы балет нравился зрителю, должны присутствовать танцевальная техника, лексическое разнообразие. И все это при том, что девушки танцуют на пуантах. На маленьком пятачке диаметром 4 см балерина может делать вращения на одной ноге. Конечно же, это высшее искусство!

 

– Любовь к балету у вас с детства?

– Я родилась и выросла в провинциальном городе Салавате, где не было балета. Но я видела его по телевизору. Как и у многих в те годы, у нас были домашние тапочки с эластичной резиновой подошвой и войлочным верхом. Так вот в этих тапочках я вставала на кончики пальцев и танцевала. Потом занималась народной хореографией. С классической довелось всерьез познакомиться уже студенткой. Мне она очень понравилась, наверное, поэтому многое стало сразу получаться. А может, это было связано с тем, что физическое строение ноги подходило для балетной артистки.

 

– И все же работать вы начали в ином направлении…

– По окончании Челябинского института культуры меня распределили в театр оперетты: в орском ДК нефтехимиков тогда работал театр музкомедии, и ему нужен был балетмейстер. Так я пришла в эстрадную хореографию. Мой муж, Борис Александрович, устроился преподавать народные танцы. Когда мы вместе в 1979 году приехали в Орск после института, здесь вообще никто не танцевал балет. Честно говоря, нас встретил «ништячный» город, где культура вообще была недостаточно развита, и танцевальное искусство в том числе. В ДК машиностроителей была одна «Орчаночка». Постепенно число танцевальных коллективов стало расти, а я все острее чувствовала, что классическая хореография не должна уходить в небытие, что и в провинции нужно развивать балетное искусство.

 

– В каком возрасте лучше всего начинать заниматься балетом?

– В свою школу танцев мы берем детей с трех с половиной лет. Раньше брали с пяти. Но в таком юном возрасте мы не занимаемся балетом как таковым. Идет развитие танцевальной техники. Раньше чем в 8-9 лет на пуанты вставать нежелательно, потому что еще не сформирован костный аппарат. Даже разворачивать ноги в балетные позиции до этого возраста не рекомендуется. Можно деформировать суставы.

 

– Вы сразу видите тех детей, кто создан для балета?

– Конечно же, их видно. Но в своей практике я не раз ошибалась. Иногда кажется – девочка не встанет на пуанты, потому что не хватает высокого подъема, какой-то выворотности ноги. Но при желании можно многого добиться. Природные данные, талант, безусловно, важны, но сколько способных ребят не становятся солистами! Ведь это титанический труд. Солисты постепенно выкристаллизовываются из группы, ими не рождаются, ими становятся. Когда я вижу, что ребенок освоил все базовые танцевальные прыжки, вращения, начинаю заниматься с ним соло. Иногда сталкиваюсь с тем, что в школе дети хватают двойки, и родители в наказание говорят: не пойдешь на танцы. Но позвольте, разве это развлечение? Это ведь тоже труд!

 

– Сколько раз в неделю проходят занятия?

– Основные группы занимаются 3 раза, солисты приходят 4. Дома все занимаются гимнастикой, это обязательно. Только стоять на пальцах девочки учатся целый год. Потом начинаем делать какие-то движения. Обучение балетному искусству – очень тонкий и длительный процесс. Часто детей приходится выстраивать тактильным образом, словно ты лепишь скульптуру из глины. Зато как приятно смотреть на них на сцене!

 

– Кроме прекрасной техники, ваших воспитанников отличают очень красивые костюмы. Наверное, это дорогое удовольствие?

– Одна балетная пачка обходится сегодня в 20-25 тысяч рублей. Кроме того, балерины постоянно меняют пуанты, 2-3 пары в год приобретаются обязательно. Часть костюмов нам удалось приобрести на средства, полученные от проведения концертов, некоторые мы получили в подарок на День города. Активно помогают с приобретением костюмов родители.

 

– Ваши воспитанники – постоянные участники самых разных конкурсов. Куда собираетесь в ближайшее время?

– Уже 4 ноября мы примем участие в двух конкурсах, которые пройдут в Самаре. Мы подготовили 8 сольных номеров, везем и коллективные танцы: «Роза ветров», «Рождение цветов», композицию «Воздух», с которой девочки уже и становились лауреатами первой степени, и получали Гран-при. В этом году мы ездили в Казань. Судейство было очень строгим, но из 6 девочек 4 стали лауреатами первой степени, 2 – второй. В 2021 году в Крыму мы получили Гран-при…

 

– Мне кажется, ни с одного конкурса вы не возвращались без наград?

– Это действительно так. И в этот раз надеемся на успех. Чем чаще ездим и выступаем – тем больший стимул получаем к дальнейшему развитию.

 

– Среди ваших выпускников многие решают связать дальнейшую жизнь с танцами?

– Многие мои выпускники окончили челябинский, самарский институты культуры. Есть те, кто танцует в профессиональных ансамблях, в том числе балетных. Евгения Добрынина танцевала балет на круизном лайнере. Арсен Именов на протяжении пяти лет работал в Московском театре балета, сейчас он проводит мастер-классы. Говорить можно о многих. В этом году моя выпускница Яна Мосалова поступила в Московский институт культуры на бюджет, хотя на преподавателя классического танца было всего 4 бюджетных места. Многие мои ребята возвращаются в Орск и остаются преподавать, учить детей. После смерти Бориса Александровича я оставила работу, на некоторое время уезжала к детям в Калининград, и мои выпускники очень сильно меня выручили, продолжив наше общее дело. Они помогали мне, теперь я помогаю им.

Я очень рада, что сегодня в ДК нефтехимиков, где у нас действует балетный народный ансамбль танца «Терпсихора», где работают народный ансамбль танца «Юность», эстрадный ансамбль танца «Эврика», начался ремонт кровли. За это хочется сказать огромное спасибо начальнику отдела культуры Ирине Давыденко. Во дворце культуры будут создаваться условия для работы танцевальных коллективов, будет ремонтироваться танцевальный зал. А это значит, здесь будет развиваться танцевальное искусство, и балетное в частности. Хочется верить, что когда-нибудь в Орске удастся поставить настоящий балетный спектакль. Несомненно, у классического танца в нашем городе есть будущее.

Spread the love
Click to listen highlighted text!