Фотография с историей. Локомотив городской истории
Одним из первых поселков европейской части города был поселок Локомотивстроя, или Локомотив.
Его возникновение в 1932–1934 годах связано с начавшимся строительством грандиозного завода «Локомотивстрой» по выпуску тяжелых паровозов ФД (Феликс Дзержинский), которые в народе называли «Федя».
На промплощадке, где позже появятся ЮУМЗ и Мехзавод, начались масштабные работы по рытью котлованов и закладыванию фундаментов. Параллельно строился сам поселок: появлялись землянки, бараки, одноэтажные и двухэтажные дома для рабочих и инженерно-технических работников. Так возник район, называемый «Рабочие дома». Фрагменты его сохранились до наших дней в районе улицы Школьной.
В отличие от самого паровозного завода, строительство которого свернули во второй половине 1930-х, район «Рабочие дома» просуществовал вплоть до конца 1960-х (видно на фото) прошлого столетия. Разросшаяся за годы войны правобережная от Елшанки часть поселка стала именоваться Рабочий поселок (или 2-й Рабочий городок). Он включил в себя застройку так называемого поселка ВЭС (временной электростанции) за нынешним рынком «Авангард». До середины 1940-х в этих поселках улицы не имели названий, а домам присваивался только номер.
Во время бурного послевоенного строительства территорию орских новостроек делили на крупные стройучастки. Поселки Локомотивстроя и поселок Машиностроителей входили в так называемый Второй участок. С этого времени данная территория города так и называется – Второй участок. Впрочем, версий о происхождении этого топонима существует множество. Но в официальных документах по переписи 1959 года 2-й строительный участок фигурирует как самостоятельный населенный пункт. В 1960-е о названии Локомотив окончательно забыли. Из прошлого сохранилось разве что наименование южной его части – поселок Рабочий.
Александр Карандеев,
внештатный корреспондент
Фото из Орского краеведческого музея. На этом месте позже будет возведен новый корпус пединститута. Вдали видны здания физмата