Почувствуй себя глиняных дел мастером: от техники изготовления до обжига горшков
Все больше ценятся вещи, сделанные своими руками. Плюс работа с природным материалом позволяет раскрыть творческий потенциал.
Наш корреспондент побывала в студии гончарного мастерства «ТерраКот». Для хозяйки, мастера и профессионального художника в одном лице Марины Придвижкиной, это дело всей жизни, к которому она шла 30 лет.
– Во время учебы в художественном училище терпеть не могла глину, – вспоминает она. – Не знала даже, что с ней делать на уроках скульптуры. Преподаватель говорил: идите и лепите, что хотите. Сейчас, когда ко мне приходят дети, занимающиеся порядка 4-5 лет, и я даю им свободную тему, у них наступает ступор. Вот у меня было то же самое. Любовь к глине пришла уже позже. Когда работала в городе Юрюзань Челябинской области в художественной мастерской, знакомые попросили слепить фигуры из глины, на примере которых они будут делать большие снежные статуи, я попробовала – и мне очень понравилось.
Сначала Марина Александровна занималась лепкой дома и только для души.
– Как-то меня пригласили работать в гончарную мастерскую в Орске, – рассказывает она. – А муж мне говорит: открывай свою. Я и задумалась: а почему бы нет? Поехала в Оренбург, обучилась там гончарному делу, потому что до этого владела только гончарной лепкой. Круг на тот момент у меня уже был, стоял в гараже, но я им не пользовалась – просто не умела на нем работать. Освоила азы, и первые наши клиенты с удовольствием приходили в гараж. Потом взяла помещение в аренду, и вот уже 7 лет студия полноценно работает.
Название «ТерраКот» сложилось из двух моментов. Терракотовый цвет – это цвет обожженной глины. «Кот» написано с большой буквы, потому что супруги любят этих пушистых животных. Подошли с юмором, говорит Марина Александровна.
– Все вышло вроде бы случайно. Но на самом деле ничего случайного не бывает, – рассуждает она. – Теперь я занимаюсь только гончарством. Как и в любой работе, здесь есть свои плюсы и минусы. Жаловаться грех: когда работала в архитектуре, меня спросили, чем бы я хотела заниматься в жизни; я ответила: только лепить из глины. Мечта сбылась. Золотых гор нет, но на хлеб с маслом хватает. Мастерская требует больших затрат. Краски очень дорогие, глазурь еще дороже. Круги и печи вообще стоят баснословных денег. Сейчас есть две маленькие печки, которые требуют замены, но мы на них пока заработать не можем.
Расходные материалы мастер покупает. Глина должна быть уже готовой к использованию, ведь если ее просто накопать в карьере, потребуются большие усилия, чтобы довести ее до правильного состояния. В противном случае изделия будут трескаться, ломаться и работа не будет иметь никакого смысла. Со стороны кажется, делать горшки легко и просто, но на самом деле это тонкий и кропотливый труд. В Орске готовые изделия ручной работы не пользуются большим спросом, зато сам процесс лепки очень популярен. В мастерскую выстраиваются очереди из желающих посидеть за гончарным кругом. Особенно во время каникул.
– Взрослых, кому нравится гончарить, гораздо больше, чем детей, – говорит Марина Придвижкина. – Ко мне приходят даже на гончарные свидания… Занятия с детьми требуют много энергии. К примеру, во время каникул в день могут прийти 25 человек. К каждому ребенку нужно подойти, помочь, подсказать, сделать так, чтобы ему понравилось. Во время работы за гончарным кругом сильно устает спина. Надавливание на глину требует усилий. Чем кусок больше, тем сложнее. Иногда мне помогает сын. Сейчас он открыл свой тату-салон, и времени уже не хватает. Пытаюсь справляться сама. Считаю, что человек должен заниматься тем, что ему нравится. Он хороший художник, даже лучше меня, и умеет делать очень тонкие вещи из глины. Я же, наоборот, люблю делать все мощное. Если кружка – то она обязательно должна быть большая и тяжелая.
Нам удалось побывать на занятии с шестиклассниками и наглядно увидеть работу мастера. Первоначально посетителей знакомят с основами, а затем уже с техникой изготовления фигурок и посуды. Процесс лепки завораживает. Наблюдая за школьниками, нам захотелось тоже приложить руки к творческому процессу.
– Ребята, как правило, любят делать котиков. Налепили уже целое стадо котов! – смеется Марина Александровна. – Делаем по образцу, но получаются они у всех абсолютно разные. Обязательно подписываем все изделия, потому что готова керамика через 15 дней, и потом невозможно определить, где чья работа.
Сначала собравшиеся делают фигурки из глины, а затем по очереди садятся за гончарный круг. Работать нужно влажными руками, так как необходимо обеспечить скольжение, а не трение. Глина всегда требует баланса влаги. Если допускать ошибки в технике лепки, фигурка или посуда могут лопнуть в процессе обжига. Полет фантазии здесь не ограничен. Для тех, кто затрудняется в выборе, в мастерской всегда подскажут идеи.
– Для ребят у меня есть большая папка с эскизами, – поясняет мастер. – Все, что мы постоянно придумываем, рисуем, я складываю в нее. Потом достаем, листаем и выбираем образец. Некоторые мастерские черпают идеи из интернета, но я против такого интеллектуального воровства. Все фигурки разрабатываю сама или вместе с детьми. Это, кстати, хорошее упражнение для мозга. Не только моторика рук развивается, но и фантазия.
Все, кто переступает порог гончарной, сразу надевают фартуки. Причем для лепки и работы за кругом они разные. В последнем случае фартук максимально закрывает одежду, так как круг вращается достаточно быстро, брызги разлетаются по сторонам.
– Хочу привести интересный факт из жизни, – делится Марина Александровна. – Когда погружаешься в глину по локоть, всегда начинает чесаться нос или звонит телефон.
– Мне очень нравится гончарное искусство, – говорит шестиклассница Диана. – Я уже, можно сказать, профессионал лепки, с садика этим занимаюсь. Дома очень часто леплю из порошковой голубой глины. Сама ее развожу. Мечтаю приобрести круг.
– В первый раз лепил из глины. Очень круто получилось, даже не ожидал, – рассказывает 12-летний Семен. – Сделал кота и вазу. С нетерпением жду, когда будут готовы поделки. Подарю маме. Думаю, ей понравится.
Для любителей творить рукам в мастерской есть все необходимое: кисточки, струны, шпатели, турнетки и много других предметов, назначение которых понятно лишь профессионалам. Свое изделие можно забрать минимум через 10 дней. Его готовность зависит прежде всего от размера. Сначала оно должно хорошо просохнуть, затем пройти первую стадию обжига, после которой его покрывают глазурью. Затем следует вторая стадия – при еще большей температуре. В целях пожарной безопасности печи находятся в специально оборудованном помещении. По завершении всех процессов получается прочное изделие. Посудой можно пользоваться в быту. В случае если заготовка не выдерживает термической обработки, ее автор приглашается на переделку бесплатно.
Увидеть результат своего труда и подержать его в руках очень важно для всех. Мастер признается, что сейчас для своего дома она ничего не делает. Работы в гончарной хватает с лихвой. А вот на подарки друзьям и родственникам – обязательно. Подбирает индивидуально, что кому подходит. В студии имеются изделия, предназначенные для продажи.
– Как-то мы делали большую партию фигурок сов и козочек на продажу, – говорит собеседница. – Сотрудничали с сувенирным магазином из Торжка. Оценили готовые изделия в 300 рублей, но потом покупатели стали просить снизить стоимость. Люди не ценят даже наш труд, здоровье, время, не считая затрат на материал и упаковку. Мы решили отказаться от сотрудничества.
Соприкасаясь с природным материалом, получаешь огромное удовольствие. Конечно, при наличии опыта хочется получить еще и хороший результат. Но даже если не выходит, я не расстраиваюсь. Значит, в следующий раз обязательно выйдет лучше.
Наталья Тимонина,
корреспондент
Фото автора