Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Культура

«Инклюзион» блеснул талантами

Первый выход на большую сцену состоялся сегодня для студентов «Инклюзион.Школа.Орск» – театральной школы для людей с ограниченными возможностями здоровья. Своим близким и однокурсникам они показали разнообразные этюды, над которыми под руководством педагогов – профессиональных актеров – работали несколько месяцев. Этот день, наполненный яркими эмоциями и шквалом аплодисментов, многим заполнится надолго.

 

Если школа продолжит работу (а мы уверены, что так и будет), впереди постановка большого совместного спектакля с участием актеров драмтеатра, который будет включен в репертуар. Для людей с особенностями здоровья это будет колоссальный опыт.

– Любительский театр в Комплексном центре социального обслуживания населения в Орске существовал более 10 лет, – отмечает заведующая отделением КЦСОН, куратор школы Елена Марченко. – Мы видели, как это влияет на ребят: реабилитация через творчество помогла многим преодолеть себя и научиться общению. Особая благодарность – руководителям объединений Вере Кротовой и Любови Татариновой. И когда встал вопрос о продолжении  занятий, мы стали рассматривать разные возможности.

В 2019 году я приняла участие в Форуме региональных активистов, работающих со слепоглухими, это мероприятие было организовано благотворительным фондом «Co-единение», с которым Комплексный центр сотрудничает с 2017 года, и там узнала о «Центре реализации творческих проектов «Инклюзион» и о театральных школах в разных городах. Татьяна Медюх, директор «Инклюзиона», рассказала, как можно открыть такую школу в нашем городе.

Мы заключили трехстороннее соглашение между «Инклюзионом», КЦСОН и театром, занялись набором студентов. Откликнулось 40 человек, все они – получатели социальных услуг нашего учреждения, имеют разные особенности здоровья, но всех объединяет желание подняться на сцену.

Театральная школа в Орске – первый проект «Инклюзиона» в небольшом городе. Преподают здесь 4 актрисы Орского драмтеатра. Все они с удовольствием участвуют в процессе, помогая своим ученикам раскрыться в полной мере.

– Для меня очень важно, что люди себя преодолевают, – делится сокуратор школы Надежда Цепелева. – Когда нам предложили организовать школу, я сразу поняла, что готова стать ее педагогом, так как со студенческих лет преподаю актерское мастерство. В марте, когда все только начиналось, у нас была организована двухдневная лаборатория, приезжало руководство из Москвы, куратор московской школы Лариса Никитина вела мастер-класс. А на второй день мы проводили свои. Перед мастер-классом я волновалась, как перед премьерой, но потом, за полчаса увидев прогресс, поняла, что все у нас получится! Из-за пандемии к занятиям приступили только в августе, разбили ребят на небольшие группы. Нам многое удалось сделать. Мои студенты на занятиях много двигаются, мы работаем с энергетикой, дыханием. Несмотря на сложности со здоровьем, все ребята настолько талантливые, что профессиональные артисты могут им в чем-то позавидовать. Юля прекрасно танцует, Андрей – безумно добрый, у Кати прекрасное чувство юмора… Я могу говорить очень долго о каждом, и все они – большие молодцы! Мне кажется, вместе с ними и я становлюсь лучше. В основу наших этюдов легли сказки Сергея Козлова о Ежике и Медвежонке. Ребята пластически играют деревья, показывают животных, имитируют голоса птиц. Мы создали своего рода саунд-сказку, и я довольна результатом.

– Я сама предложила свою кандидатуру, когда набирали желающих, – признается Елена Осташкова. – По специальности я режиссер-педагог, решила попробовать себя в этой роли. Своих ребят называю «мои мушкетеры», так как в группе у меня только одна девочка. Мы сделали упор на скороговорки, занимаемся речью и параллельно тренируем память. На занятиях уходят и проблемы с координацией. Вначале у меня практически никто не мог просто прыгнуть, а теперь, посмотрите, все научились скакать на скакалке, многие делают колесо. Федор, который запоминал все с большим трудом, теперь мой главный помощник, всегда подскажет, если кто-то что-то забыл. Произошел переворот. От многих проблем можно избавиться, если не давать людям жалеть себя, не относиться к ним как к инвалидам!

– Мне очень важно было создать из ребят команду, научить их взаимодействовать, – говорит Татьяна Потеряева. – Очень всеми довольна, требую от ребят максимум (в меру их возможностей) и еще немного. У меня уже был опыт работы с людьми с особенностями здоровья – мы с коллегой помогали следить за ребятами с аутизмом во время занятий в благотворительном центре. И преподавательский опыт очень помогает. В моей группе четыре человека, двое имеют проблемы с речевым аппаратом, поэтому мы сделали акцент на пластике – решили показать разных животных. Хотя и речью занимались, и у всех я вижу успехи.

– Когда предложили поучаствовать в проекте, я какое-то время думала, прежде чем согласиться, но сейчас об этом не жалею, – отмечает Вера Попцева. – Для всех нас это огромный опыт. Старалась подобрать универсальные упражнения, выполнять которые всем комфортно. А идея этюда пришла спонтанно: предложила ребятам обыграть какой-нибудь предмет. Театр – это же всегда условность. Почему-то мне в голову пришли обои. И ребята меня поддержали. Вместе придумали много интересного. По обоям ходят, как по ковру, смотрят в них, словно в подзорную трубу, стреляют, как из автомата. Меня очень радует, что ребята научились свободно перемещаться по сцене, они заметно раскрепостились.

Одной из отличительных особенностей орской школы является то, что студенты занимаются на базе театра и даже на репетициях могут работать на сцене. Пожелаем им дальнейших успехов, а школе – продолжить работу!

Людмила Свутушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!