Маленький человек или человек непонятый? Гоголевской «Шинелью» (12+) в Орске откроют театральный сезон
До начала театрального сезона остается еще немало времени, а в Орском драматическом уже готовы к премьерам. Перед сезоном отпусков здесь сдали два спектаклей.
Первый – это камерная постановка «Сантехнический роман» (18+) по пьесе современного драматурга Василия Сигарева «Любовь у сливного бачка». Режиссером выступил Денис Радченко. Второй – «Шинель» (12+) – был создан творческой группой выпускников ГИТИСа по мотивам одноименного произведения Николая Васильевича Гоголя.
Мы побывали на сдаче спектакля «Шинель» и были приятно удивлены его оригинальностью. В инсценировке драматурга из Санкт-Петербурга Артема Казюханова в гоголевский мир мы попадаем благодаря двум учителям литературы из нашего времени. Одна, много лет проработав в школе, уверена: не нужно ломать детям психику, копаясь в классике. Им достаточно лишь поверхностного знакомства. Молодая коллега с этим не согласна. Она с интересом роется в деталях, для того чтобы как можно глубже проникнуть в самую суть.
Пользуясь интернетом, она легко выясняет значения незнакомых слов и переводит рубли того века в современные, выясняя, как в гоголевскую эпоху жилось чиновникам. Оказывается, Башмачкин получал в месяц жалованье, равное нашим 10 387 рублям, а новая шинель обошлась ему почти в 25 тысяч.
В спектакле есть отсылки и к другим произведениям Гоголя. Это «Мертвые души» и «Невский проспект». Здесь найдется над чем поразмыслить и будет на что посмотреть. Радует актерская игра. Нам довелось увидеть постановку с Алексеем Маланьиным в главной роли, и отметим, он прекрасно справился с перевоплощением. Органично смотрятся в спектакле и педагоги в исполнении Татьяны Гореловой и Евгении Сегачевой, им веришь.
В целом спектакль получился довольно смелым и молодежным. Наверное, оттого, что ставила его молодая творческая группа.
– Нам с драматургом очень хотелось дать современный взгляд на «Шинель», ведь она успела обрасти столетними штампами, – признается режиссер-постановщик спектакля Евгения Тикиджи-Хамбурьян. – Но событийный ряд гоголевской «Шинели», ее рефлексия сохранены. Главный вопрос, который мы изначально ставили: кто такой Башмачкин: маленький человек, каким его принято считать, или просто человек, всеми не понятый. Мы хотели показать, что это не кто-то выточенный из мрамора, смотрящий на нас из глубины столетий. Он очень простой человек, очень хороший, такой же, как вы и я. И сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что нас недопонимают, недооценивают, не видят…
В свое время профессор ГИТИСа Нина Шалимова говори-ла нам о том, что Гоголь очень хотел видеть свет, а видел тьму. И это его печалило. Взявшись за «Шинель», мы хотели на каком-то смысловом уровне добавить в материал света. Насколько это получилось – судить зрителю.
– Мы долго думали вместе с драматургом, как объединить на сцене два мира, чтобы они не конфликтовали, чтобы они работали на общую идею, – добавляет художник-постановщик Василиса Кутузова. – В итоге поняли, что все происходящее – это Лимб. И у героев «Шинели», и у учительниц, которые соприкасаются и вскрывают для нас гоголевскую повесть. Поэтому вся декорация – это спираль, которая куда-то уводит и закручивает, закручивает, закручивает…
Василиса Кутузова отмечает: Орский драматический театр попросил создать для спектакля мягкую декорацию, и это стало очень интересным ограничением, в некотором роде вызовом.
– Я поняла, что мне не хочется повесить на сцене расписные ткани, потому что это будет не Гоголь, это будет балет, – говорит она. – Мы попытались создать атмосферу Питера. Хотелось дать не просто какие-то знаковые объекты, а передать ощущение от города. Это серость старого камня и вечное отражение одного в другом: в Питере очень много воды и очень много отражения. Когда отражение искажается – это уже Гоголь.
Благодаря работе художника по свету Александра Краснодеда постановщикам удалось «раздвинуть» созданный декорациями город. Как? Это лучше увидеть.
Отметим, в «Шинели» (а ее будет играть два актерских состава) задействована почти вся труппа Орского драматического театра.
Кстати, спектакль создан при поддержке ГИТИСа в рамках проекта «Дебют в России». Посмотреть его можно будет и по «Пушкинской карте».
Людмила Светушкова,
выпускающий редактор
Сергей Пузырев,
фотограф