О «Светлых душах» и о смысле жизни в спектакле орского театра-студии «Встреча»
Во Дворце культуры нефтехимиков прошел показ спектакля «Светлые души», созданного по рассказам классика русской литературы Василия Макаровича Шукшина.
Осуществила эту постановку труппа театра-студии «Встреча» под руководством режиссера Юрия Деккера. Спектакль длился более двух часов. В зрительном зале сидели преимущественно молодые люди, которые с увлечением и интересом наблюдали за происходящим. Целая вереница образов и житейских ситуаций развернулась перед теми, кто в эти два ноябрьских вечера побывал в ДК нефтехимиков.
В первой сцене перед ними предстал шорник Антип Калачиков и его жена Марфа из рассказа «Одни». Рассказик, как большинство у Шукшина, незатейливый. Живут себе шорник и его жена, и в однообразном бытии, наполненном трудом, приближаются к старости. Вместе со своей могучей половиной вывел Антип в жизнь двенадцать детей, которые разлетелись по свету, и вот теперь, в возрасте ближе к семидесяти, остались одни. Антип день-деньской шьет сбруи, уздечки, седелки, делает хомуты, а Марфа вяжет и занимается хозяйством. И лишь одна радость и утешение у шорника в жизни – балалайка. Но поскольку суровая супруга любит деньги, то следит она за Антипом зорко и не больно склонна потакать его увлечению. Однажды даже бросила балалайку в печь. Порубил после этого Антип все свои изделия и запил на неделю, что, конечно, не могло не заставить Марфу призадуматься. И вот коротают они вечер вдвоем в беседе о смысле жизни. И Антип берет балалайку, они вместе поют, пляшут, и в этом непосредственном занятии вспоминается им их неповторимое прошлое. В конце концов раздобревшая Марфа дает супружнику деньги и на заветную «читушечку», и на новую балалайку.
Жизненную коллизию показывает Шукшин (а вместе с ним и режиссер Деккер, и юные артисты театра-студии «Встреча») в рассказе «Сапожки». Некто Сергей Духанин приехал с друзьями в город за запчастями и увидел в магазине женские сапожки. Цена сапожек – 65 рублей, что в то время, о котором идет речь, составляло добрую половину среднестатистической зарплаты. Непросто было решиться Сергею на такую дорогую покупку, но он все же решился. Прежде чем купить, он пил пиво и думал: «Вот так живешь – сорок пять лет уже – все думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идет… И так и подойдешь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, – а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки – возьми, сделай радость человеку! Может, и не будет больше такой возможности. Дочери еще не невесты – чего-ничего, а надеть можно. А тут – один раз в жизни…» После некоторых препирательств с продавщицей герой Шукшина купил-таки сапожки, привез жене, а они не подошли по размеру. Казалось бы – горе, но супруга Клава была тронута вниманием мужа. И Сергей размышлял: «Купил сапожки, она ласковая сделалась. Нет, не в сапожках дело, конечно. Не в сапожках».
Органично вошел в ткань спектакля и ставший уже хрестоматийным рассказ Василия Макаровича «Микроскоп». Андрей Ерин, столяр маленькой мастерской при «Заготзерне», приходит домой и объявляет, что потерял зарплату в размере 120 рублей. За что, разумеется, удостаивается причитаний супружницы Зои, уничижительного прозвища «скважина» и даже традиционной битвы со сковородником. Но мнимая потеря денег – это розыгрыш, на самом деле столяр купил микроскоп, который через некоторое время он приносит домой, объявив жене, что микроскоп выдали ему в качестве премии. И жизнь скромного слесаря меняется, как по волшебству. Вместе с семьей он по вечерам часами сидит за микроскопом, отыскивая микробов и рассуждая, что жизнь человеческая под угрозой.
«От же ж собаки!.. Што вытворяют. Што они только вытворяют! И не спится им!
– Не помешайся, – сказала жена, – тебе ведь немного и надо-то – тронешься.
– Скоро начну открывать, – сказал Андрей, залезая в тепло к жене. – Ты с ученым спала когда-нибудь?
– Еще чего!..
– Будешь, – и Андрей Ерин ласково похлопал супругу по мягкому плечу. – Будешь, дорогуша, с ученым спать».
Неизвестно, чем закончилась бы идиллия в семье слесаря, если бы в один из вечеров не явился к ним выпивший сослуживец и тайна появления микроскопа не открылась.
У меня нет задачи пересказывать сюжеты всех девяти рассказов Шукшина, положенных в основу спектакля «Светлые души». Есть среди них и трагические истории. Как заканчивающий спектакль рассказ «Степка», повествующий о возвращении в семью Степана Воеводина. Радость встречи с ним омрачается тем, что, как выясняется позже, Степан совсем немного не досидел своего тюремного срока и бежал. На высоком эмоциональном уровне показаны переживания матери, отца и глухонемой сестры, которые узнают суть происходящего. Скажу только, что спектакль сделан крепко, без швов. Молодые актеры театра-студии (их задействовано здесь 14 человек) доносят до зрителя свои роли убедительно и достоверно, даже несмотря на то, что возраст их не всегда соответствует возрасту героев. И хоть в спектакле совсем нет музыки, юные актеры восполняют ее душевным пением, причем все песни, включенные в постановку, – на стихи Сергея Есенина.
Как признался нам режиссер Юрий Деккер, спектакль был создан несколько лет назад, но его сценическому воплощению помешала наступившая пандемия. Теперь он восстановлен и наконец-то пришел к зрителю. И, судя по эмоциям и аплодисментам, принят им доброжелательно.
– «Светлые души» задумывались мной, как сценаристом и режиссером, еще и для того, чтобы актеры «Встречи» прониклись творчеством Шукшина, теми моральными основами, которые он вложил в эти рассказы, – сказал Юрий Владимирович. – Это тема совести, тема семьи, тема войны, наконец. Через чудаковатые типы своих героев Василий Макарович показал нам Россию, которая была в его время и которая есть теперь. Эти люди, несмотря на кажущуюся простоватость и чудинку, светлы и надежны. Недаром и сам спектакль назвали «Светлые души». Эта работа, я думаю, нужна не столько мне, сколько моим ребятам. В процессе репетиций они знакомились с образом Шукшина через документальные фильмы. Потом уже посмотрели «Печки-лавочки». «Калину красную» не смотрели, хотя лейтмотив этой картины проходит через наш спектакль. Я много рассказывал молодым актерам про героев, которых им предстояло сыграть, объяснял мотивацию их поступков. И безмерно рад, что спектакль удался, что он приходит к зрителям и завоевывает их симпатии.
Александр Иванов,
обозреватель
Ирина Поварго,
фотограф