Снести или сохранить для потомков?
Здание детского сада в переулке Музыкальном, 14, может пойти под снос. В прошлом году оно было признано аварийным. Согласно заключениям экспертов, износ составил 71 %. Казалось бы, ветхих строений в Орске немало. Но!
Дело в том, что это здание 1936 года постройки является одним из элементов градостроительного комплекса Соцгород – единственного в области образца комплексной застройки в функциональном стиле, выполненной представителями школы Баухаус.
– Детский сад в переулке Музыкальном, 14, был одним из первых зданий Соцгорода. До прошлого года он сохранял свое функциональное назначение, – отмечает хранитель музейных предметов отдела учета и хранения Орского краеведческого музея Елена Нижник. – К сожалению, нам неизвестно, кто именно планировал детский сад, но мы знаем, что первоначальный индивидуальный проект, очень сложный, разрабатывала архитектор Лотте Беезе из Голландии. Так как строительство по нему было бы очень дорогостоящим, решили его заменить более простым, который и был воплощен. Если посмотреть на него – он тоже интересен, так как это здание с ризолитами (выступающими за основную линию фасада частями – прим. автора). Первоначально ризолиты были с большими окнами с трех сторон. Но так как качество строительных работ оставляло желать лучшего, в помещениях было холодно, оконные проемы на западной и восточной сторонах здания заделали. Сейчас на здании заметны следы швов от переделки.
Детский сад – лишь одно из 13 возведенных в стиле Баухаус зданий. Европейскими архитекторами был разработан генеральный план всего города, рассчитанного на 100-140 тысяч жителей. Но он не был реализован. Построить удалось только один квартал.
– В годы первых пятилеток в Орске создавался новый промышленный центр, – говорит Елена Нижник. – Первоначально Соцгород должен был стать городом при локомотивостроительном заводе, строительная площадка которого размещалась на той территории, что позже заняли ЮУМЗ и механический завод. Это должен был быть крупнейший в стране завод по производству паровозов и тепловозов. Разработка документов началась в 1931 году, по ходу работы изменялись планы. В конце концов оказалось, что предстоит строить город не для одного завода, а еще и для никелькомбината, завода Чкалова, ТЭЦ. Так как лучшие площадки уже были разобраны предприятиями, разработчикам генплана приходилось выбирать из того, что осталось. Раз в 10 лет весной огромные площади затапливались, в том числе и на территории нового города (Второй участок), поэтому для застройки была выбрана неподтопляемая территория между Новотроицкими высотами (как их сейчас называют) и руслом Елшанки. Так как строительство велось по всей стране, то не хватало инженеров, архитекторов, привлекались и иностранные специалисты. У нас этим занималась сборная группа европейских специалистов. Во главе ее вначале стоял Март Стам, а затем, после его ссоры с начальством, руководство осуществлял швейцарец Ганс Шмидт. В его группе были венгр Тибор Вайнер, немец Филипп Тольцинер и еще несколько специалистов.
Первым стали строить квартал № 8, который был ближе всего к центру. Но на нем все и закончилось. Архитектурный надзор западноевропейские архитекторы осуществляли до 1937 года. Потом, учитывая обстановку в стране, большая часть уехала за границу. Те, кто принял советское гражданство, как, например, Филипп Тольцинер, были объявлены врагами народа. На какое-то время стройка прекратилась, потом продолжилась по тем же чертежам.
Елена Васильевна отмечает, что в квартале была создана практически вся первоочередная инфраструктура. Не нужно было переходить через дорогу, чтобы попасть в ясли (в этом здании сейчас располагается станция скорой помощи), детский сад, школу (ныне школа № 8). Предусматривались многоэтажные дома для семей и длинное здание – общежитие для несемейных, магазин, спортплощадка, прачечные, ремонтные мастерские, чтобы все необходимое было в шаговой доступности.
Простота, удобство и функциональность – основные идеи стиля Баухаус. Последователи этой школы отказались от бессмысленных элементов дизайна и использовали незаменимые, экспериментируя с формой, расположением и контрастом.
Не все оценили новый стиль. Известно, что после возведения квартала рассматривалась идея украсить дома, создав при помощи штукатурки некие намеки на колонны или руст, но эти планы не были воплощены в жизнь.
– Если приглядеться к проекту (в краеведческом музее представлен эскиз главной площади Соцгорода, генплан 1935 года), можно увидеть, что нынешний вид квартала мало отличается от задуманного. Проспект Мира планировался более широким, чем сейчас, с двумя линиями деревьев, одну из которых с увеличением количества транспорта можно было бы убрать, с велодорожками, – показывает Елена Нижник.
В других городах России можно встретить дома, построенные последователями школы Баухаус, но целые кварталы есть лишь в нескольких. В Магнитогорске, как утверждают специалисты, дома в подобном квартале – меньшей комфортности, да и использованные при строительстве материалы хуже. Некоторые из них собирались снести.
Казалось бы, здания следует сохранить, как памятники архитектуры, объекты исторического наследия, только соответствующий статус должен подтверждаться документально.
Как нам пояснили в пресс-службе городской администрации, здание в пер. Музыкальном, 14, не значится в реестре объектов культурного наследия.
И все же, как нам удалось выяснить, распоряжением главы администрации г. Орска № 260-р от 14.02.1994 года градостроительный комплекс частично (пр. Мира, 24, 26; пер. Музыкальный, 4, 6, 8, 12, 14) признан памятником градостроительства. Распоряжением администрации Орска № 117-р от 29.01.1997 года был определен порядок работ по охране и использованию недвижимых памятников истории и культуры местного значения, в том числе их паспортизация.
Только, похоже, на этом вся работа закончилась. Будет очень обидно, если здание, являющееся частью Соцгорода, просто-напросто исчезнет.
Людмила Светушкова,
выпускающий редактор
КСТАТИ
На одной из известных интернет-площадок, где любой желающий может разместить петицию, обращенную к простым людям и властным органам, активно идет сбор подписей в поддержку здания детского сада. Его организовала бывшая орчанка.
– Здания и сооружения этого периода напоминают нам о том, что, независимо от политических и исторических реалий, есть
то, что объединяет разных людей и страны. Предлагаем сохранить здание бывшего детского сада в Орске как памятник архитектуры модернизма с присвоением статуса «Объект культурного наследия», – обращается Александра Гедзь к Министерству культуры РФ.