Тут драмы нет. Спектакль «№ 13» имеет приличный стаж, но тема актуальности не теряет
Труп на сцене! Дамы из партера могли запросто упасть в обморок, но вместо этого дружно смеялись над происходящим.
Вот такой получился парадокс предпоказа премьеры в драмтеатре: у героя – безжизненное состояние, а у зрителей – безудержное веселье.
Комедию положений англичанина Рея Куни называют легкомысленной. При этом «№ 13» имеет приличный стаж на подмостках театров всего мира. Пьеса даже числится в списке лучших английских комедий XX века. И вот эта опытная, видавшая разный актерский состав и бесконечное число зрителей постановка пришла в Орск. Сюжет, по сути, прост: помощник премьер-министра Великобритании Ричард собирался провести вечер наедине с секретаршей своего оппонента по политической партии в 13-м номере отеля. В самый неподходящий момент герои обнаруживают на балконе труп. Нужно срочно скрыть этот факт, иначе скандал, кричащие заголовки прессы, дурная слава… Все бы ничего, но делу мешает то одно, то другое обстоятельство. Вся соль этой комедии в путанице, которая все больше усложняет положение героев.
После антракта зрители, обменивающиеся первыми впечатлениями от спектакля, пытались предугадать финал.
– Думаю, все конфликты сгладит любовь, – была уверена студентка Анна Петрашенко. – Любовь – главная тема почти каждой постановки театра. Когда я шла на премьеру, заранее знала, что это будет комедия, поэтому всех героев воспринимаю с юмором. Мне кажется, это непросто – рассмешить зрителя. Посмотрим, что будет дальше, а пока ставлю пятерку за актерскую игру.
– Мне показалось, что в начале спектакля артисты раскачивались, – посчитала Ирина Дмитриевна, зритель театра с 20-летним стажем. – Знаю возможности каждого из актеров, думаю, они могли бы показать больше экспрессии в характере своих персонажей. Но к концу первого действия они, кажется, раскрылись. Кстати, моя сестра два года назад смотрела эту же постановку в московском МХТ имени Чехова. Но ее поразила больше не игра звезд театральной сцены, а цена билета. В партере стоимость доходила до 10 тысяч рублей.
Конечно, редкий местный зритель мог бы выложить такую сумму за билет в Орском театре. Но тут столько и не просят. Между тем у всех актеров – неважно, столичных или провинциальных, – задача одна: они должны сыграть настолько убедительно, честно и характерно, чтобы у зрителя не было и мысли отделять актера от персонажа. Зрители, делившиеся с нами эмоциями от спектакля, были едины во мнении, что самым комичным был Ронни, муж-ревнивец той самой секретарши, решившей уединиться в отеле с премьер-министром.
– Ронни был бесподобен! – восхищалась Ирина. – Я сидела в бельэтаже, и когда Ронни появился на сцене, сверху он напомнил мне Рому Букина из популярного сериала «Счастливы вместе». Но Ронни оказался куда смешнее. Именно он заставлял меня хохотать, не смотря на то что и другие герои должны были вызывать такую реакцию.
– Просто у Ронни и роль была самая эксцентричная, – высказал свое мнение спутник Ирины. – Я, например, в театре третий раз в жизни. Здесь нужно смеяться, а не плакать, поэтому хожу только на комедии. Премьера мне понравилась. Без особой морали, зато весело.
Пьеса действительно не несет глубокой морали. Зритель в компании актеров не предавался размышлениям и не задавался вопросами жизни. Он проводил время в непринужденной обстановке, которой поначалу и хотели добиться Ричард с секретаршей. Наверное, такие спектакли – легкие, шутливые, понятные каждому, – должны всегда быть в репертуаре театра. Не все из нас театралы настолько, чтобы понимать тонкий смысл сложных драм. А в пьесе Рея Куни драмы нет, и этим она, пожалуй, хороша.
Екатерина Бастина
Фото Сергея Пузырева