Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Культура

Уходя, оставить свет. В память об орской писательнице Александре Чернышевой

Собираясь писать об Александре Ивановне Чернышевой, писательнице, поэтессе и просто хорошем человеке, которая ушла из жизни пять лет назад, я вспомнил слова из песни.

«Уходя, оставить свет, это больше, чем остаться». Мудрые, глубокие слова.

Наша жизнь (и это давно уже всеми доказано) измеряется не количеством прожитых лет, а их качеством. И сколько человеком посеяно добра, света, участия, таким будет и результат его послеземного существования. Что греха таить, были в наших рядах и такие литераторы, которые много писали правильных слов о смысле жизни, а после себя не оставили и толики доброй памяти, поскольку написанное и прожитое ими почему-то не укладывалось в один переплет.

С Александрой Ивановной все получилось иначе. Ее жизнь и ее строки удивительно гармоничны. В девяти выпущенных ею книгах нет ни одной фальшивой строки. Потому, наверное, что она писала в основном о пережитых и перечувствованных ею самой вещах – о детстве, о родном крае, о каких-то житейских историях, рассказанных односельчанами, и многом другом, что находило отклик в душе и само просилось на бумагу. Недаром на родине писательницы, в селе Кувай Оренбургского района, при местной школе создан музей творчества А. И. Чернышевой. Александру Ивановну туда неоднократно приглашали, школьники устраивали встречи, где звучали стихи и воспоминания. Возвращалась из подобных поездок Александра Ивановна всегда окрыленная, и даже зимой нынешнего года, будучи тяжело больной, она мечтала еще раз побывать в родном селе. Увы, не получилось…

… В который раз я пересматриваю старые снимки. Как это страшно, когда остались фотографии, а человека уже нет. Пытаюсь вспомнить, в каком году и при каких обстоятельствах познакомился с Александрой Ивановной. Точной даты, конечно, не припоминаю, скорее всего, это случилось в конце 90-х – начале 2000-х годов. Я руководил тогда Орским городским литобъединением «Сонет», мы стремились как-то оживить работу группы, выпускали свою маленькую газету, делали концерты и капустники, начинали формировать первые номера литературно-художественного альманаха «Орь». Александра Ивановна Чернышева, незадолго до этого приехавшая в наш город, как-то сразу органично вписалась в литературный процесс. Она была очень компанейской, коммуникабельной. И еще – жизнелюбивой, с чувством юмора. Могла заразительно хохотать, заражая своим оптимизмом окружающих. Поэтому она сразу стала незаменимой в литобъединении, вошла в состав правления «Сонета». Ее стихи и рассказы неоднократно появлялись на страницах «Литературного Орска» и литературных страницах городских газет, она была заводилой мероприятий, которые мы проводили. Помню, как мы вместе с нею ездили в поселок Домбаровка, где встречались с местными литераторами и записывались на радио. Помню приезд в наш город с семинаром оренбургских писателей.

Уже в 2001 году А. Чернышева издала свой первый сборник «Не покорюсь тебе, судьба!», который все мы встретили с энтузиазмом. Предисловие к книге написал друг, земляк и литературный наставник Александры Ивановны Михаил Васильевич Ларионов. В сборнике было много пронзительных лирических стихов. На одно из них я написал музыку. Первое исполнение состоялось в доме Чернышевых, за хлебосольным столом, на котором помимо вкусных закусок стояли фирменные напитки, изготовленные Александрой Ивановной. Это была еще одна из граней ее таланта.

 

У них частенько случались шумные застолья, на которые приходили многочисленные друзья, сокурсники (Александра Ивановна в свое время закончила Орский нефтяной техникум). Но литературному творчеству она отдавала свои сокровенные, ночные часы. Только когда утихала шумная дневная суета и сумерки раскидывали над Орском свои темные крылья, Александра Ивановна усаживалась у стола и включала настольную лампу. В ночной тишине хорошо думалось, вспоминалось. А когда рассказ или стихотворение были готовы, она читала наутро их верному мужу и помощнику Николаю Николаевичу. Тот делал свои замечания, если таковые были, а потом добросовестно перепечатывал написанное на компьютере.

Таким образом сложились еще несколько книг: «Еще не вечер» (2005), «Родники моей жизни» (2008), «Хлебное поле» (2010), «К истокам» (2011), «Не предадим забвению» (2013), «Орские тайны» (2013), «Крушение» (2015) и ставшая последней книга «Земное притяжение» (2017). К третьей из них я по просьбе автора написал предисловие, где попытался проанализировать ее творчество. Там есть такие строки: «…Поэтический материк Чернышевой не отличается обширностью. Но зато это один из удивительных миров в нашей негромкой лирике российской глубинки, поистине заповедная земля, полная свежести, буйства красок, счастливого гомона жизни. Чернышева сразу и властно покоряет вас какой-то особенной интонацией, речью одновременно сдержанной и страстной, словно впитавшей в себя и запахи степных трав, и теплые отблески дня, и тишь задумчивых сельских вечеров». В этих строчках нет лукавства или приукрашивания. Конечно, я понимал и понимаю, что Александра Ивановна, как и все мы, автор местечковый, «широко известный в узких провинциальных кругах». Но это отнюдь не говорит об уровне и ни в коем случае не низводит автора в разряд графоманов. Напротив, я и сам находил в ее стихах и прозе удивительно сокровенные места, которые без наличия таланта, литературного дара не создашь. Как и ее литературный учитель Михаил Ларионов, ушедший из жизни в 90-е годы, Александра Ивановна стремилась наполнить свои книги краеведческим материалом, рассказывала о жизни деревни и нелегких судьбах знакомых сельчан. Автобио-графические мотивы стали, разумеется, стержнем многих ее книг. Впрочем, одна из них, а именно роман «Орские тайны», написанный нами в соавторстве, целиком и полностью вымышлен.

 

А создавался он так. В 2011 году мною на базе одной из городских библиотек был создан клуб «Одиссея», объединивший поэтов, музыкантов, художников и актеров города. Мы стали собираться и знакомиться друг с другом, вместе проводить праздники. Была создана на базе объединения и небольшая газетка, которая так и называлась «Одиссея». Она выходила небольшим тиражом и информировала о наших мероприятиях. Мне как редактору пришла в голову мысль публиковать из номера в номер коллективный роман из истории купеческого Орска. В первом номере нового, 2012 года я для затравки опубликовал первую главу, рассчитывая, что замысел подхватят другие литераторы, посещающие клуб. Но в тот момент, когда я продумывал, кому бы поручить написание второй главы, раздался звонок от Николая Николаевича Чернышева. Он предложил мне написать роман в соавторстве с Александрой Ивановной, присовокупив, что ей бы очень этого хотелось. Конечно, такое предложение меня немного обескуражило: я рассчитывал на импровизацию и не продумывал сюжета этого романа в подробностях. Тут уж пришлось задуматься над сюжетной линией. Сделал наброски, определил главных действующих лиц, и работа над романом началась.

 

Конечно, Александре Ивановне было нелегко. Во-первых, до этих пор она не писала романов, во-вторых, это было вымышленное произведение, где надо было напрягать фантазию и, как опытному шахматисту, продумывать, что случится с героями в последующих главах. Когда она по написании десятка глав сказала мне, что пора и заканчивать произведение, я рассмеялся и ответил, что это роман, а не повесть, поэтому надо рассматривать написанное как одну треть и надо продолжать и развивать действие. Но были у моего соавтора и находки. Так, в образ могильщика Упырева она внесла некоторые детали, до которых я не додумался. Во многом благодаря ей состоялся и образ главного героя Матвея Костылькова.

Роман вышел в свет в 2013 году и имел некоторый успех. Насколько я знаю, его в числе других книг А. И. Чернышева представляла во время своего приема в члены Союза писателей России. Этот прием тоже не обошелся, кстати говоря, без казусов. Оренбургский филиал отнесся как-то прохладно к собственной рекомендации, и если бы не муж Александры Ивановны, бывший ее помощником и секретарем в творческих делах, даже не знаю, имела бы она писательский билет.

 

Еще одной страстью А. И. Чернышевой, которую далеко не все понимали и принимали, было ее увлечение языком иврит, историей и культурой еврейского народа. Не будучи иудейкой по рождению, Александра Ивановна очень любила Израиль и неоднократно бывала в этой стране в гостях у своей сестры Зои. В 60 лет заочно она окончила израильский университет и получила сертификат. Много и деятельно помогала Еврейскому обществу в Орске. А путевые заметки из путешествий в Израиль вошли в книги, соседствуя со стихами и рассказами. Последнее такое путешествие они с мужем совершили в 2017 году.

А во всем остальном она была удивительной домоседкой, любящей свою квартиру, активной огородницей и любительницей сентиментально-описательных романов Джейн Остин.

 

Увы, кто знал, что пожить им в Израиле не было суждено, да и жизненный срок самой Александры Ивановны был уже отмерен Господом. С 2013 года она была неизлечимо больна, и болезнь прогрессировала, хотя она не хотела об этом говорить. Мы, друзья, конечно, догадывались, но не подавали вида.

Мужественная женщина продолжала выпускать книги, встречаться с читателями. На этих встречах, кстати говоря, звучали и песни, положенные на ее стихи. Особенно удачными в этом отношении были сочинения Анны Дерябиной в исполнении детского ансамбля «Поющие ангелы». Анне удалось подчеркнуть удивительную доверительность стихов Александры Ивановны. Здесь налицо тот случай, когда тексты и музыка попали в унисон…

Последний раз мы встречались с Александрой Ивановной Чернышевой за две недели до ее ухода. Она была уже очень ослабевшей, задыхалась, и мы привозили ей подушку с кислородом. Несмотря на критическое состояние, хотелось верить, что недуг отпустит. Увы…

Но даже теперь, когда нашего друга, писательницы и Человека с большой буквы нет в живых, остались ее книги. А в них – ее распахнутая и такая юная душа. Позволю себе еще раз процитировать строчки собственной рецензии: «Поэзии вне ощущения чуда нет. Весь вопрос в том, что называть чудом. Александра Чернышева ведет нас сельскими проселками, полевыми стежками оренбургской деревни, знакомит с картинками вызолоченного солнцем далекого Израиля, в своих новеллах знакомит нас с людьми совершенно обыкновенными с виду, рассказывает самые простые житейские сюжеты, но делает это с таким трепетным чувством ко всему прекрасному, что мы невольно восклицаем: да это же чудо!»

Пусть же это чудо, воплощенное в поэтических и прозаических строчках А. И. Чернышевой, подольше остается с нами! А ей – Царствие Небесное…

Александр Иванов,

член Союза писателей России

Spread the love
Click to listen highlighted text!