Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Национальные проекты

Чтобы пути всегда были добрыми

Реализация в области национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» позволила не только привести в порядок магистрали региона, но и решить целый комплекс важных задач.

По гладкой и без ЧП

Аналитики РИА «Новости» составили рейтинг российских регионов по аварийности на дорогах, в котором Оренбуржье продемонстрировало хорошую динамику. Количество ДТП с января по сентябрь снизилось на 15 %, п сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И дело не в том, что наши водители резко взялись за ум и стали максимально дисциплинированными. Просто дороги в области за это время стали лучше.

Хотя слово «просто» вряд ли подходит к той масштабной работе, которую проделали дорожники, правительство области, чтобы победить, казалось бы, извечную российскую беду – плохие дороги. К тому, сколько труда, сил и сколько средств было в это вложено. Если два года назад на содержание и ремонт оренбургских дорог ушло чуть более 7 млрд рублей, то в 2019-м дорожный фонд области был уже 11,6 млрд. А в нынешнем году цифра возросла почти до 13 млрд. Как заявил губернатор Денис Паслер, в 2021году область намерена увеличить дорожный фонд еще на 4 млрд рублей. И ведь это без учета настоящего локомотива преобразований – нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», объемы работ по которому также существенно возрастут в будущем году. А значит, возрастет и самый важный показатель нацпроекта.

– Обратите внимание, что первым в его названии идет слово «безопасные», – отмечает заместитель председателя правительства области, министр строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Александр Полухин. – К сожалению, не все это осознают. А ведь мы не просто дороги ремонтируем, но учитываем при этом места концентрации ДТП, количество пострадавших на этих участках. Здесь нам очень помогают коллеги из ГИБДД УМВД Оренбургской области. И всю работу по реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» мы ведем в тесном взаимодействии с ними.

 

У истоков нацпроекта

Чем больше хороших дорог, тем меньше на них опасных участков. С этим нельзя не согласиться, тем более и цифры рейтинга аварийности об этом красноречиво свидетельствуют. А то, что федеральный центр намерен увеличить объемы финансирования области в рамках нацпроекта – свидетельство того, что в Оренбуржье дорожные работы делают качественно. Причем уже не первый год.

– В 2017-м году наша область в числе 12 регионов стала участником пилотного проекта министерства транспорта России, – рассказывает Александр Полухин. – Конкуренция была серьезной, на участие в проекте претендовало порядка 50 регионов. При отборе учитывались качество, компетенции и возможности дорожной отрасли региона. И мы этот строгий отбор прошли.

Столь же строгим, если не сказать жестким, был контроль за работой и освоением средств, 50 % из которых выделял федеральный центр и 50 % шло из региональной казны.

Пилотный проект стал серьезным испытанием, ведь никто не давал гарантии, что регион, попав в проект, в следующем году опять будет в нем участвовать. Так и случилось, когда на будущий год было принято решение расширить пилотный проект до 37 регионов, две области из первоначального состава в него уже не попали. А оренбуржцы сдюжили, пройдя все строгие и многоуровневые проверки. Более того, в нашей области, наряду с другими участниками, проходила, как говорится, обкатка всех аспектов работы по приведению дорог в надлежащее качество. Каковы должны быть нормативные показатели, как должен выглядеть текущий и капитальный ремонт, как проводить реконструкцию дорожного полотна и многое другое, что в итоге легло в основу концепции нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Так что можно смело сказать: наш край стоял у истоков появления нацпроектов.

 

Начало положено

Участие в пилотных проектах стало хорошей практикой для дорожников области. Полученный опыт стали сразу претворять в жизнь. Были проведены серьезные исследования о том, какие транспортные и людские потоки заходят в города. На их основе была определена Оренбургская городская агломерация, в которую вошел областной центр и населенные пункты и муниципальные и региональные дороги в зоне от 50 до 80 км от него.

– На основе работы по формированию Оренбургской городской агломерации мы сформировали и поехали защищать Орскую городскую агломерацию, – вспоминает Александр Полухин. – Мы сказали коллегам из Минтранса: «Посмотрите на нас, пожалуйста. Мы очень протяженная приграничная область. У нас на востоке Оренбуржья три города: Орск, Новотроицк, Гай, которые, по сути, являются сателлитами друг друга».

Весомые доводы оренбуржцев учли, и Орская агломерация была успешно защищена, став одной из трех позиций в реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в области.

– Оренбургская и восточная агломерации и региональная дорожная сеть стали основными направлениями нашей работе, – рассказывает глава регионального Минстроя. – Мы защитили комплексный план развития региональной дорожной сети, по которому нашим губернатором Денисом Владимировичем Паслером и руководством Минтранса были подписаны все необходимые соглашения. Были четко обозначены дороги, которые мы передаем в федеральную собственность, какие муниципальные трассы забираем в региональную собственность. К примеру, Оренбург – Самара, Оренбург –Уфа – Казань, участки Оренбург – Илек, Оренбург –Соль-Илецк – это федеральные трассы. Первой в федеральную собственность мы передали дорогу Сагарчин – Акбулак – Соль-Илецк – Оренбург. Кроме того, сделали южный обход города Оренбурга, тем самым замкнув потоки из Казахстана, которые, пройдя Сагарчин – Акбулак – Соль-Илецк и не заезжая в Оренбург, уходят на Уфу, Казань либо на Самару.

 

Початый край

То, что регион передал дороги в федеральную собственность, вовсе не значит, что теперь области до них дела нет. Трасса Оренбург – Орск, выходящая на границу Республики Казахстан, по просьбе региона была передана в федеральную собственность. В этом году порядка ста километров дороги приведено в нормативное состояние. И область уже договорилась, что будет отремонтировано еще сто километров трассы. То есть за два года дорога Оренбург – Орск будет полностью приведена в порядок.

Что касается региональных дорог, то здесь только успевай рукава закатывать. Дорожники связывают качественными магистралями восток Оренбуржья. В будущем году будет закончена дорога от Орска в Ясный. Серьезная работа идет по развязке дороги Гай – Новотроицк – Орск. Не забыли и про Новоорск с Энергетиком.

Активные работы идут и на западе, и на севере области. Строится дорога у пункта пропуска Маштаково. Приводится в порядок магистрали Бузулука, Бугуруслана, Абдулино. Серьезные работы в следующем году начнутся в Северном районе.

Уже построены такие важные для жителей области дороги, как Илек – Ташла – Соболево. Строится дорога Новосергиевка – Шарлык, которая свяжет федеральные трассы. В общем, развитие региональной дорожной сети идет полным ходом. И объемы работ более чем масштабные. Особая роль в них у ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области».

Как говорит его директор Дмитрий Хусид: «Там, где заканчивается городская или поселковая черта, начинаемся мы», а мы – это 12 тысяч километров дорог. Конечно, несмотря на серьезные суммы в дорожном фонде области, средства нацпроекта, чтобы привести в идеальный порядок эти тысячи километров, потребуется значительное время. Но дорожники работают не покладая рук.

– Мы прилагаем все усилия, чтобы соответствовать задачам, которые нам ставит национальный проект, – рассказывает Дмитрий Хусид. – Одной из таких задач было законтрактовать программы двадцатого года в девятнадцатом. Мы с этим справились. Как результат, уже в октябре мы на сто процентов выполнили программу текущего года. В общей сложности отремонтировали 319 километров дорог. Много это или мало? Если брать все 12 тысяч километров региональных дорог, то, конечно, хотелось бы больше. Но, мы помним совсем недавнее время, когда за год удавалось отремонтировать 20 километров дорог. Так что разница ощутима.

 

О количестве и качестве

Разница ощутима. И это касается не только объема работ, но и их сложности, многократно возросших требований к качеству строительства и ремонта дорог.

– Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» затрагивает всю дорожную деятельность, – отмечает Дмитрий Хусид. – И речь не только о том, сколько дорог нужно привести в порядок. В нацпроекте заложен процент контрактов так называемого жизненного цикла от всех контрактов. Это новый инструмент экономического бюджетного планирования. Теперь есть прямая зависимость подрядных организаций от качества собственной работы, поскольку получать финансирование они будут только в случае поддержания потребительского качества дорог в течение оговоренного контрактом времени. И точно так же нацпроект требует обязательного присутствия инновационного продукта. Не менее 20 % объектов должно выполняться с применением современных технологий. Мы 100 % объектов сделали с некой инновационной изюминкой.

Сегодня приемка выполненных работ стала еще более жесткой и многоступенчатой: ГУДХО, Минстрой, Федеральное дорожное агентство, «Дороги России» и РОСДОРНИИ Минтранса России.

– Причем мы даже не знаем, кто конкретно приедет проверять. В этом году нас проверяли коллеги из Краснодара, – рассказывает Александр Полухин. – В течение двух недель они проводили проверку, и только после их заключения Федеральное казначейство дает финансирование на субъект. Пробы под их контролем берут наши сертифицированные лаборатории, но все образцы отправляются в Краснодар. А в прошлом году нас проверяли специалисты из Иркутской области.

Что касается качества проверок, то в нынешнем году в областном центре был открыт филиал РОСДОРНИИ «Дороги России», лаборатории которого дают Минтрансу все заключения. Таких филиалов всего 12 по стране. И то, что такая лаборатория открыта у нас, о многом говорит.

– Наш губернатор очень серьезно прорабатывал этот вопрос и отстаивал нашу позицию на всех уровнях, – отметил Александр Валерьевич. – Мы показали, какой у нас инженерно-технический персонал. И Минтранс России поддержал наше предложение, что именно в Оренбурге следует открыть такой филиал, который будет смотреть не только за нашей территорией, но и за нашими соседями.

 

Семь раз отмерь

Примечательно, что сейчас и сами подрядчики, особенно работающие на региональных дорогах, вложились в развитие собственных лабораторных баз. Ведь выпуск качественных смесей по технологии объемного проектирования без этого невозможен. Как невозможно сейчас и работать без современной техники. Это требование времени: хочешь работать в современных условиях, значит, обязан иметь хорошую дорожную технику. И сегодня практически все подрядчики области, начиная с флагманов и заканчивая небольшими строительными фирмами, ее приобрели. Причем речь идет не только о дорожной технике, но и об оборудовании, выпускающем асфальтобетонные смеси.

Современная техника и технологии определяют эффективность. Пожалуй, одним из главных факторов была и остается четкая, продуманная, согласованная работа.

– Карта-график работ на нынешний год у нас была составлена в 2019-м, – отметил Александр Полухин. – Сейчас такая карта готова на 2021-й год. Весь объем предстоящих работ по нацпроекту, по региональной дорожной сети, по федеральным трассам мы защитили у губернатора и в Минтрансе России, и мы четко понимаем, что будем делать.

Как отметил глава регионального Минстроя, чтобы не сбавлять взятый темп, весь план-график работ на 2021 год будет отыгран в нынешнем году, чтобы подрядные организации, которые идут на конкурс, понимали свой объем работ. Впрочем, серьезные дорожные организации области так же стараются четко планировать свою финансово-хозяйственную деятельность.

Так, ГУП «Оренбургремдорстрой» много лет является несомненным лидером, которому по плечу решение масштабных задач. В нынешнем году предприятие стало исполнителем значительной части контрактов.

– Самые крупные объекты, на которых работало наше предприятие, – это Оренбургская и Орская агломерации и северо-запад области – Бузулук и Бугуруслан. Хотя объемы большие, мы всегда стараемся идти с опережением, – рассказал главный инженер ГУП «Оренбургремдорстрой» Владимир Кравец. – По графику, должны были приступить к работам в мае-июне, а на объекты вышли уже в апреле. Так что уже к началу лета выполнили ремонтные работы почти на 2 миллиарда рублей.

И такой подход демонстрирует большинство подрядных организаций области. Все понимают: если как следует не подготовишься, не будет качества и сроки будут сорваны.

Авралы никому не нужны, работать надо планомерно. А еще – эффективно, качественно и в срок выполнить весь возросший объем дорожных работ в будущем году. Тем более задел уже сделан.

Spread the love
Click to listen highlighted text!