Качество и еще раз качество!
В нынешнем году в ходе масштабных работ по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» области предстоит привести в порядок более 200 километров федеральных, региональных и муниципальных автотрасс. Впечатляет не только объем, но и подход к ремонту магистралей. Пожалуй, впервые главную роль играло не только количество, но и качество работ. На первый план вышли современные технологии и не менее современная дорожная техника.
Дороги каждый час и километр
Чтобы четыре миллиарда рублей, выделенные в 2020 году на реализацию нацпроекта в Оренбуржье, использовать наиболее эффективно, региональный Минстрой, главное управление дорожного хозяйства области провели огромную подготовительную работу. Уже в декабре прошлого года были определены все подрядные организации. Поэтому в нынешнем году дорожники приступили к работам с опережением графика. Исполнитель значительной части контрактов ГУП «Оренбургремдорстрой» и вовсе приступил к работам в апреле, а не в мае-июне, как предполагалось.
Ударные темпы сказались на результате. Как отметили в ГУДХО, на начало сентября подрядчики уже выполнили более половины от запланированного объема работ. Завершен ремонт на участке дороги протяженностью 10 км Гай – Ириклинский. Отремонтировано 15 км трассы Илек – Ташла – Соболево, 9,5 км участка трассы Оренбург – Беляевка, 17 км дороги Орск – Домбаровский – Светлый.
На четырех участках протяженностью почти 15 км трассы Новоорск – Энергетик обновлен верхний слой дорожного полотна.
Сейчас полным ходом идут работы на десятикилометровом участке дороги Энергетик – Ириклинский, на двух участках трассы Орск – Шильда – граница Челябинской области – 9 и 13 км соответственно. Еще в работе участок в 13 км автодороги Бугульма – Бугуруслан – Бузулук – Уральск. Все эти объекты подрядчик обязался сдать к концу сентября. А в октябре, согласно графику, будет завершен текущий ремонт участка автодороги Секретарка – Дымка протяженностью 16 км.
Также в октябре закончат обновлять подъезд от автомобильной дороги Оренбург – Орск – подъезд к пункту пропуска «Орск» к автомобильной дороге Орск – Домбаровка – Светлый в Орске.
Работаем по-новому
Несомненно, выдерживать такие темпы дорожных работ невозможно без качественной и надежной техники. Поэтому подрядные организации об этом позаботились заранее. Например, ГУП «Оренбургремдорстрой» в числе прочего закупило 5 современных асфальтоукладчиков, 16 укладочных катков, 4 грунтовых катка, а также бульдозеры, грейдеры, погрузчики. Помимо этого, у предприятия на сегодня работает более 40 асфальтобетонных установок.
Всего же ГУП «Оренбургремдорстрой» в обновление своего парка техники вложило 800 млн рублей. Столь серьезные траты вполне оправданны. На долю предприятия приходится 80 % работ по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», и для него дело чести – выполнить весь объем в срок и с надлежащим качеством. И это дорожникам удается.
ГУП «Оренбургремдорстрой» уже взялось за план 2021 года. Всего же оренбургремдорстроевцам в рамках нацпроекта предстоит отремонтировать и построить 257 километров дорог.
Еще одна особенность нынешних работ по нацпроекту – новый подход к комплексной реконструкции магистралей, который включает не только ремонт проезжей части, но и обустройство всей прилегающей к дороге территории.
Напомним, что собственно нацпроектом подобные работы не предусмотрены. Но правительство области еще в прошлом году решило выделить на эти цели средства из регионального бюджета. В 2019 году впервые такой подход к комплексной реконструкции улиц применили в Орской и Оренбургской агломерациях. В нынешнем подобная работа будет продолжена. На эти цели правительство области выделило муниципалитетам Оренбуржья дополнительные субсидии в размере 900 млн рублей. Эти деньги пойдут на обустройство ограждений, тротуаров, бордюров, светофоры, освещение, а также на посадку деревьев или кустарников.
Прослужит долго
Как ни важно благоустройство территорий, прилегающих к трассе, именно дорога была и остается главным объектом. Так что дорожники не только ведут работы ударными темпами, но и максимально применяют современные технологии. Причем их внедрение – одна из главных задач национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Примечательно, что еще в прошлом году в стране был сформирован список пилотных регионов, где дорожные работы в рамках нацпроекта как раз и будут вестись именно по новым технологиям. Оренбуржье не только вошло в число пилотных регионов, но и занимает в нем второе место по объему работ с применением приоритетных технологий. У нас внедрение инноваций затронет 143 км дорог.
Одной из ведущих технологий, используемых нашими дорожниками, стала система объемно-функционального проектирования асфальтобетонных смесей. Она позволяет дорожникам рассчитать асфальтобетонную смесь с учетом условий конкретного участка дороги, включая температурные перепады, вес транспорта и интенсивность движения.
Если в 2019 году в Оренбуржье по этой технологии был отремонтирован только один экспериментальный участок, то в нынешнем году все областные объекты нацпроекта ремонтируются по новой методике.
– По требованиям нацпроекта мы проводили торги и заключали контракты с подрядчиками только с условием работы по методу объемного проектирования. Перед началом дорожного сезона совместно с РосдорНИИ провели ряд обучающих семинаров – оренбургские дорожники проявили высокий интерес к новым технологиям. В этом году было рекордное количество участников, как со стороны подрядных организаций, так и со стороны муниципалитетов – заказчиков работ, – отмечает заместитель председателя правительства – министр строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области Александр Полухин.
Еще одна инновационная технология, применяемая оренбургскими дорожниками, – холодный ресайклинг. Существующее асфальтобетонное покрытие и слой нижележащего материала измельчают и перемешивают с добавлением новых связующих составляющих. В результате получается прочное однородное дорожное основание, на которое позже укладывается новое асфальтобетонное покрытие. Холодный ресайклинг используют при ремонте сразу трех дорог регионального значения: Секретарка – Дымка (16 км),
Новосергиевка – Илек (19 км), Новоорск – Энергетик (14 км).
Еще одна приоритетная технология, которую только начинают испытывать, – механическая или химическая стабилизация грунтов. Благодаря этому формируется массивный и устойчивый фундамент дорожного полотна, увеличивающий его несущую способность и снижающий вероятность его усадки и вспучивания.
Что касается дорог, не вошедших в нацпроект, то сейчас при их ремонте применяется щебеночно-мастичный асфальтобетон, отличающийся хорошей сопротивляемостью внешним воздействиям, стабильностью и долговечностью слоя.
К 2024 году доля новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения при реализации госконтрактов в сфере дорожного строительства должна составить не менее 80 процентов. И это для того, чтобы в области были по-настоящему качественные и надежные дороги.
Сельские территории развиваются
Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий Оренбургской области» наряду с нацпроектами стала еще одной действенной мерой по улучшению жизни людей. Так, в рамках программы в селе Сагарчин завершена реконструкция сетей водоснабжения. Общая протяженность водопровода составила чуть более
9 км. Затраты на реконструкцию составили почти 41 млн рублей.
Помимо Сагарчина, в нынешнем году предусмотрены строительство и реконструкция еще семи объектов в Асекеевском, Акбулакском, Беляевском, Новоорском, Оренбургском и в Красногвардейском районах. На эти цели выделено более 122 млн рублей бюджетных средств.
Благодаря программе «Комплексное развитие сельских территорий Оренбургской области» в Новосергиевке строят систему газоснабжения и электроснабжения. Также в районном центре пустят школьный автобус. А в Оренбургском районе, в поселке Пригородном, строятся школа, канализация и здание Центра культуры, которое откроется в нынешнем году.
Сергей Рассказов,
специальный корреспондент