Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Археология

Педагогические муки из-за муки

Когда началось падение престижа профессии педагога, и где истоки поразительного снижения за четверть века качества образования на всех уровнях обучения – от школы до вуза? Думается, педагогическая беда началась с общегосударственных проблем конца восьмидесятых – начала девяностых годов прошлого столетия. Однако сегодня все-таки речь о другом. Как, за счет чего и благодаря каким педагогам российское образование окончательно не разрушилось на корню?

 

— В девяностые годы учителя пережили настоящее испытание. Его можно сравнить только с реальным социальным бедствием. Работники сферы образования оказались на передовой смены общественных формаций: на смену рушившемуся развитому социализму приходил непонятный бандитский капитализм. Большинство педагогов того периода выступали за перемены в СССР. Но они никак не думали о разрушении государства, изменении устоев…

 

И Орск в этом плане не был исключением, а скорее, являл собой яркий пример физического выживания тех, кто посвятил себя благородному делу – воспитанию и обучению подрастающего поколения. Приведу только несколько документальных фрагментов того периода, которые сохранились в журналистских блокнотах.

 

1991 год. В школе № 50, как и в других образовательных учреждениях, в начале учебного года, в октябре-ноябре, учителя объявили о предупредительной забастовке в связи со снижением уровня жизни.

 

«Инфляция наступает, а наша и без того мизерная зарплата не увеличивается ни на рубль, – отмечал одна из педагогов школы Лариса Тимофеевна П. – Как может прожить молодой учитель, имея ставку 190 рублей за 18 часов в неделю? Это абсолютно нищенский уровень. Купить туфли за 400-600 рублей или костюм за 500-700 рублей мы не имеем никакой возможности. Так жить дальше нельзя. Терпение лопается. Наш труд обесценен, престиж профессии упал едва ли не до нулевой отметки. Что будет представлять наше общество в будущем?»

 

В тот момент уважаемая Лариса Тимофеевна даже не предполагала, что деградация общества и образования в дальнейшем примет катастрофический характер, а на улицах появятся безнадзорные и беспризорные дети, о которых педагоги рассказывали учащимся на уроках истории, говоря о постреволюционном времени.

 

«За классное руководство получаю всего 30 рублей, за проверку тетрадей – 20! А для того чтобы проверить сочинения старших классов, необходимо трое суток. Не говорю уже о ежедневной проверке тетрадей в младших», – с возмущением рассказывал другой педагог, литератор.

 

«В нашей школе обучается 1200 ребят, при этом 99 % родителей – это работники трех крупных предприятий Орска – «Южуралмаша», «Юж-уралникеля» и механического завода, – говорила «математичка» Галина Михайловна К. – К сожалению, руководители предприятий отказываются нам помогать. Единственным исключением является механический завод: в прошлом году нам выделили несколько холодильников и по одному килограмму сахара на каждого педагога. И все. Помощь оказана в разовом порядке».

 

– Преподаю в школе предмет, без которого немыслимо завтра, – информатику. Имею ставку всего 240 рублей. Стыдно приносить такую зарплату в семью. Специалисты моего профиля на заводах зарабатывают в 4 раза больше! Один выход – это увольнение, но за долгие годы прикипел душой к коллективу и детям. А ведь из школ потоком уходят педагоги, особенно мужчины. Один знакомый ушел в кооперацию – и уже через 4 месяца приобрел автомобиль! Вот и все аргументы в пользу свободного предпринимательства. Почему наш труд столь низко ценится в обществе? Как можно мириться с тем, что после уроков учитель берет тряпку и моет полы?»

 

Затем последовали забастовки учителей. Однако кардинальных перемен к лучшему не произошло. Потом наступил период разрушения СССР, идеалов социализма и коммунистического будущего.

 

1996 год. Начало учебного года получилось рваным. Весной 1996-го прошла месячная весенняя забастовка учителей, после были ежедневные пикеты у здания горадминистрации.

 

Лидия Игоревна, один из педагогов школы № 32, в разговоре с журналистами отметила: «Поверьте, в педагогических коллективах ситуация накалена до предела. Зарплата за последние 3-4 месяца не выплачена. Мы, например, с мужем вместе в школе работаем, накопили массу долгов. Кое-как перебиваемся. Компенсируют детские пособия мукой, а не лучше ли было бы погасить счета за квартплату? У некоторых квартирный долг перевалил за миллион рублей. И потом, учителю нужен не только хлеб. А здесь даже газету не на что выписать».

 

В сентябре в школах Орска, кроме протестов и негодования против нищенской жизни педагогов, был и настоящий ажиотаж с получением задолженностей по зарплате и пособиям. Кто мукой брал, кто сахаром, кто тушенкой с истекающим сроком хранения, кто возвращался с Орской трикотажной фабрики с сумкой… трусов.

 

«На завтра машина нужна, – ломал голову одна из педагогов школы № 24, переехавший в Орск из Туркмении. – 3 мешка муки беру в счет погашения детского пособия и методических. Живу, правда, на 12 метрах в общежитии, поэтому пару мешков передам на хранение родственникам, потом постараюсь их продать и получить реальные деньги».

 

Лишь педагоги двух школ города категорически не хотели участвовать в «таком национальном позоре» – это преподаватели школ № 32 и 29. Они в тот момент все еще сохраняли веру, что их защитят судебные органы и они получат на руки законную зарплату в денежном выражении.

 

В то время ветераны-педагоги нередко вспоминали годы Великой Отечественной войны, рассказывали абсолютно правдивые истории из прошлого, стараясь , видимо, поддержать дух своих молодых коллег. «В тяжелые военные годы в сельских школах все перешло на самообеспечение. Ученик приносил в школу в течение учебного года либо сотню яиц, либо килограмм шерсти. Этим отчасти оплачивалось содержание учителя, а остальное шло на фронт». Но 1996 год отделяли многие десятилетия от годов сороковых-роковых, поэтому подобные убеждения старших мало действовали на молодых педагогов, которые все чаще уходили из учебных коллективов, меняя профессию. А ученики месяцами находились вне школы, пока учителя боролись за свои права. Естественно, от этого проигрывали все, а в первую очередь российское общество. Не здесь ли истинные причины и истоки падения роли учителя, отсутствия интереса у молодежи к уважаемой и почетной некогда профессии, наконец, начавшегося уже сегодня очередного педагогического голода в Орске, когда при действующем педагогическом вузе надвигается кадровый дефицит в учительской среде?

 

Приходишь к выводу, что за последнюю четверть века учительство России не утверждает себя, а просто-напросто выживает. При этом продолжает готовить будущих специалистов в разных областях экономики. Кто-то за это время освоил смежные профессии или начал заниматься репетиторством, но многие педагогические дарования российское общество на этом кочковатом пути потеряло безвозвратно…

Константин Мусафиров,

корреспондент

Spread the love
Click to listen highlighted text!