Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Образование и наука

Перед малышами с особыми потребностями орский детсад № 60 открывает новые возможности

Орский детский сад № 60 – единственное дошкольное учреждение восточного Оренбуржья, принимающее детей с ДЦП.

Здесь воспитываются и здоровые дети, и ребята с ограниченными возможностями. В едином образовательном пространстве, где все находятся в тесном взаимодействии, и возникает инклюзия не на словах, а на деле.

– Все началось девять лет назад, – делится заведующая детским садом Ирина Падалко. – До этого времени у нас был один корпус, расположенный на улице Краматорской (он действует с 1963 года), а в 2013 году мы открыли после капитального ремонта здание на проспекте Мира, 19б. Учитывая, что в городе имелась потребность в инклюзивном дошкольном образовании, еще на этапе ремонта мы решили сделать помещения комфортными для детей с особенностями в развитии. Уже тогда определились: помимо здоровых будем набирать детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и нарушениями слуха. В соответствии с требованиями стандарта закупили необходимое оборудование и сформировали образовательную среду. В первый год мы приняли пять глухих ребят и пятерых с ДЦП.

Сегодня детский сад посещает 38 «особенных» детей, из них 25 детей-инвалидов. В корпусе на Краматорской по-прежнему размещаются шесть общеобразовательных групп, в здании на проспекте Мира таких всего три. Еще три группы – инклюзивные. Одна приспособлена для детей с ДЦП, вторая – для глухих и слабослышащих, третья – для детей с речевыми нарушениями. Также на базе инклюзивных групп действует две группы кратковременного пребывания (трехчасовые) для детей с особенностями в развитии, где малыши находятся вместе с родителями.

Дошколята с ОВЗ и дети-инвалиды занимаются по адаптированным образовательным программам. Для каждого разрабатывается индивидуальный маршрут. Помимо воспитателя работу ведут учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог.

– Каждые три года наши педагоги проходят обучение, – отмечает Ирина Падалко. – Некоторым еще на этапе перехода детского сада в категорию компенсирующего вида пришлось получить дополнительное образование. Так, дефектолог обучилась олигофренопедагогике, логопед получила образование сурдопедагога.

Ирина Геннадьевна вспоминает: в начале пути было непросто. В группу детей с ДЦП принимали в том числе ребят, которые не могли ходить, только ползали. Это был первый опыт педагогов и детей. Он показал, что таким дошколятам комфортнее находиться в саду. Сегодня в группу полного дня берут лишь ребят, которые могут ходить, пусть даже с поддержкой.

– Еще один момент, – делится опытом Ирина Геннадьевна. – Мы были готовы к глухим детям, но не были готовы к глухим родителям. А у нас есть дети из неговорящих семей. Пришлось искать пути взаимодействия. И мы нашли – общаемся письменно. Начинали с ведения альбомов: педагоги фотографировали то, что происходит в течение дня, распечатывали снимки и делали подписи, – получался своеобразный фотоотчет. Сейчас нас выручают социальные сети. Все больше детей с нарушениями слуха становятся слышащими после операций по кохлеарной имплантации. И наша задача – адаптировать их к звукам, научить понимать слова, соотносить их с предметами.

Родители признаются: дома им не дать того, что открывает перед ребенком детский сад. Это и общение со сверстниками, и самые разнообразные занятия, где дети учатся слышать и слушать, говорить, петь, танцевать, действовать в команде. Все ребята интегрированы в общий процесс: они вместе участвуют в концертах, праздниках, олимпиадах.

Ирина Геннадьевна проводит для нас небольшую экскурсию. Святая святых детского сада – сенсорная комната. В ней специально подобрано оборудование для детей с особенностями развития, здесь столько всего, что у ребят глаза разбегаются.

– Здесь есть стол песочной терапии, в нем можно менять цвет фона, – рассказывает педагог-психолог Ольга Волкова. – Рисование песком способствует развитию мелкой моторики. Есть светозвуковой бассейн, который очень полезен для детей с нарушением слуха. Включается музыка, и в зависимости от того, что звучит – вальс, марш или какие-то другие ритмы, начинается вибрация. Даже если ребенок не слышит мелодию, вибрацию он ощущает. А цветовые педали помогают в восприятии цвета. У окна расположена «лестница света» – чем громче говорит ребенок, тем больше зажигается ступенек…

В комнате много интересного: меняющий цвет оптоволоконный световой пучок, из которого можно что-нибудь плести в одиночку или вместе с другими ребятами; сенсорные и тактильные мягкие игрушки; модульные мягкие конструкторы. Современное оборудование позволяет развернуть на потолке проекцию звездного неба, а на стенах появляются плавающие рыбки, что способствует расслаблению. Детям очень нравится тренажер «Ступеньки». Их можно опрокидывать и, дергая за веревочку, возвращать назад. А «Лабиринт» из трубы и колец, по которым перемещаются шарики, интересен всем без исключения.

В отдельном помещении расположен кабинет развития слухового восприятия, он оснащен звукоусиливающей аппаратурой для обучения детей с нарушениями слуха. Кабинеты специалистов оборудованы материалом по методике Марии Монтессори, что позволяет решать многие образовательные и развивающие задачи. В каждой группе есть то, что нужно с учетом особенностей детей. К примеру, у ребят с ДЦП имеется очень полезный для реабилитации иппотренажер.

– Он имитирует верховую езду, – поясняет воспитатель группы Наталья Адушева. – Можно выбрать скоростной режим. Нашим ребятишкам очень нравится скакать галопом. 

В каждой группе обустроены спортивные зоны и уголки уединения. Несмотря на обилие оборудования и пособий для занятий, педагоги многое делают своими руками: шьют тактильные книги, которые благодаря фетровым персонажам превращаются в настольный театр, мастерят массажные коврики и дорожки. Но главное – коллектив нацелен максимально адаптировать детей к дальнейшей жизни. Педагоги искренне радуются, когда их воспитанники, взрослея, делают успехи в обучении в школе. Дети с нарушениями слуха, как правило, переходят в школу-интернат № 68, с которой у детского сада есть преемственность в образовательных программах. А дети с ДЦП из группы полного дня, как и ребята с речевыми нарушениями, чаще всего идут в школы по месту жительства.

Бывает, что, выбирая детский сад, родители здоровых детей отказываются от места, узнав, что учреждение посещают и дети с ОВЗ. Однако таких единицы. Желающих попасть именно сюда давно уже больше, чем свободных мест. Сегодня детсад № 60 находится в числе передовых дошкольных учреждений. Здесь действует и консультационный центр, на базе которого педагоги оказывают методическую помощь родителям, чьи дети не посещают образовательные учреждения. Сейчас есть планы по расширению возможностей центра и по приобретению нового современного оборудования для занятий с ребятами, выросшими из дошкольного возраста. Правда, для этого нужны средства. Для того чтобы получить их, детский сад принимает участие в грантовых мероприятиях и конкурсном движении. Интересных идей у коллектива немало, а главное – педагоги верят: все у них получится!

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!