Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Образование и наука

Школьная нагрузка должна соответствовать санитарным нормам

Назвать учебу «школьными годами чудесными» в наше время можно с большой натяжкой. Нагрузка на детей такова, что на дружбу, общение, спорт и прогулки остается все меньше времени. Дети полдня проводят за партами, а потом столько же – за домашними заданиями, с объемом которых педагоги не стесняются. Необходимость писать дома всевозможные сообщения по музыке, ОБЖ и даже физкультуре вместо реальных песен, прыжков и оказания первой помощи уже никого не удивляет. Перелистывая сохранившиеся дневники советского времени, родители признают, что их расписание было более щадящим, полученные умения – полезными, а домашние задания – доступными.

Школьная учеба вполне сопоставима с рабочими буднями взрослых, если просчитать количество часов, посвященных получению знаний. Но вот парадокс – умнее никто не становится, и порой даже элементарные сведения проходят мимо сознания среднестатистического ученика. Поэтому оправданно ли утверждение «чем больше, тем лучше»?

Приведем реальное расписание 8 класса одной из городских гимназий. Семь уроков ежедневно при шести в учебную субботу (а это 40-41 час в неделю) считаются полезной и оправданной данностью. Плюс домашка, конечно же. Прощайте, любимые кружки и секции! А у родителей язык не повернется назвать изможденных детей лентяями. Почему не учитываются нормы учебной нагрузки и кто должен за этим следить, чтобы не допустить влияния на самое главное – здоровье ребенка?

На самом деле, как сообщили в управлении образования администрации города, нагрузка должна распределяться равномерно в течение учебной недели. При этом существуют максимально допустимые объемы занятий для каждого класса.

– Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам, – отметила Светлана Маслова, начальник управления образования. – К примеру, при пятидневной учебной неделе в 8 классе – не более 33 часов, при шестидневной неделе – не более 36 часов.

Но в некоторых школах как-то умудряются игнорировать рекомендации СанПиНа, иногда оправдывая распухшее расписание внеурочными занятиями. Но и здесь есть нюансы.

– ФГОС общего образования определяет общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне, – пояснила Светлана Витальевна. – Оно составляет до 1 350 часов на уровне начального общего образования, до 1 750 часов на уровне основного общего образования, до 700 часов – на уровне среднего общего образования. Внеурочная деятельность является обязательной, ее формы школа определяет самостоятельно с учетом запросов учащихся и их родителей. Но законные представители вправе предъявить результаты освоения программ в других организациях, эти занятия могут быть зачтены как часы внеурочной деятельности.

Много вопросов возникает и в связи со вторым иностранным языком, который был обязательным в пока действующих ФГОС, утвержденных в 2010 году. Однако, как подчеркнула Светлана Маслова, в июле 2021 года Минюст зарегистрировал приказы Минпросвещения, утверждающие обновленные стандарты общего образования. В документе министерства говорится, что изучение второго иностранного языка «осуществляется по заявлению обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и при наличии в организации необходимых условий». Минпросвещения одобрило новые стандарты в 2019 году, но обучение по ним начнется только с сентября 2022 года.

В то же время второй иностранный уже в этом году в одной из гимназий умудрились перевести во внеурочную часть, но обязали ее посещать всех. Так нужен или нет второй иностранный в этом году, если его запросто исключили из учебного плана? В школах мудрят, пытаясь уместить в расписание все мыслимые и немыслимые курсы, а уставшие дети так и не успевают глубоко вникнуть в по-настоящему важные предметы.

Юлия Замятина,

корреспондент

Spread the love
Click to listen highlighted text!