Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Образование и наука

В Орске показали достижения учебные заведения из числа вошедших в проект «Профессионалитет» со всей области

В Орском техническом техникуме имени А. И. Стеценко состоялось августовское совещание работников среднего профессионального образования.

На площадке, которая в прошлом году присоединилась к федеральному проекту «Профессионалитет», собрались руководители колледжей и техникумов со всего региона и их заместители.

 

Для практики есть все необходимое

В начале встречи директор технического техникума имени А. И. Стеценко Владимир Горшенин провел для коллег экскурсию по производственным мастерским. Собравшиеся посетили электромонтажную лабораторию, где проходят практические занятия у студентов 2–4 курсов. А ребята показали, чем конкретно они занимаются, продемонстрировав монтаж элементов электропроводки. В соседнем помещении в 10 рабочих кабинах у учащихся есть возможность выполнять различные виды монтажа. Одновременно практические навыки может получить целая группа. Тут же расположены верстаки для слесарных и оборудование для распаечных работ.

Ангар, в котором раньше находились гаражи, превратился в сварочный цех, где учащиеся осваивают все виды сварки. Пока не начался учебный год, школьники из летнего лагеря выполняют сварку на тренажере. А мастер производственного обучения с удовольствием показывает их наплавки, сделанные с разницей в неделю. Качество работы заметно отличается. А у ребят благодаря занятиям появляется понимание, видят ли они себя в дальнейшем в этой профессии.

Мастерская металлообработки наполнена большим количеством разнообразных станков: круглошлифовальный, плоскошлифлвальный, токарный, фрезерный… На них ребята создают детали по заказу предприятия-партнера – Орского машиностроительного завода, которые в дальнейшем используются в производственном процессе. Осваивают как простые операции, так и сложные при помощи фрезерного обрабатывающего центра, который выдает форму детали, заложенную в программу.

А в лаборатории 3D-моделирования 26 компьютеров оснащены программой «Компас», в которой студенты моделируют изделия, делают чертежи и конструкторскую документацию. При помощи специальных модулей пишут программы для изготовления деталей на станках с ЧПУ. В лаборатории есть возможность разработать техпроцессы в программе «Вертикаль» или напечатать смоделированное изделие на 3D-принтерах. Современное оборудование, как признаются ребята и педагоги, прекрасно помогает в освоении профессии.

 

Показали свою работу

После экскурсии отправляемся на выставку. Восемь учебных заведений из числа вошедших в проект «Профессионалитет» продемонстрировали на ней то, что создано их студентами и школьниками, занимающимися в кружках технического творчества, и рассказали о направлениях, которые заработают в скором времени.

Одним из самых ярких оказался стенд Ясненского горно-технологического техникума, на котором все мигало разными цветами. Среди изделий, собранных и запрограммированных ребятами, копилка-ночник, которая распознает номинал монет, электронная игра, гирлянда c множеством программ и бегущая строка, управляемая с мобильного телефона. Что-то ребята и их наставники придумали сами, что-то позаимствовали у известных блогеров и инженеров-конструкторов.

Ряд интересных разработок показали представители принимающей стороны. Среди экспонатов Орского технического техникума имени Стеценко – аппарат точечной сварки, собранный студентом-третьекурсником Александром Хлыстовым, который занял второе место на всероссийском конкурсе исследовательских работ. Рядом расположилась группа светильников с оригинальной геометрией. А педагоги рассказали о четырех летних площадках профориентации «Каникулы с пользой», которые работали на базе техникума. Больше всего ребят заинтересовалось 3D-моделированием. Ученики 6–8 классов с интересом осваивали программу «Компас» и с нуля собирали свои изделия. Один из мальчишек смоделировал и распечатал на принтере, а затем собрал глобус. Не каждому взрослому это под силу.

С большим интересом участники встречи слушали презентацию Оренбургского колледжа экономики и информатики. Полтора года назад по инициативе министра образования области Алексея Пахомова наряду с уже имеющимися направлениями здесь появилось отделение креативной индустрии, и ребята вместе со своими наставниками креативят по-полной.

– У нас появились новые специальности, такие как дизайн, реклама, анимация (в этом направлении мы единственные в ПФО), также мы готовим звукооператоров, – поделился директор колледжа Сергей Селиверстов. – Наши студенты учатся проектной деятельности и группах. Это сборные группы, где есть представители разных направлений. Создаем проекты под ключ.

По заказу министерства строительства области, к примеру, студенты разработали проект, который позволяет показать жителям, сколько строится дорог, больниц, ремонтируется школ и других социальных объектов. Для медицинского университета создали проект виртуальной демонстрации инструментов. Для металлургов – такой, что позволяет детально ознакомится с производственным циклом. Он будет полезен для ребят, не достигших 18-летия, которые пока не могут лично посетить площадки с опасным производством. А в ближайшее время по инициативе руководителя здесь планируют создать комикс об истории и развитии Оренбургской области. Правда, этот проект требует инвестиций или грантовой поддержки.

 

Сотни миллионов – на развитие

Продолжило встречу пленарное заседание, в ходе которого участники обсудили вопрос формирования сети образовательно-производственных кластеров федерального проекта «Профессионалитет», подвели итоги 2022 года и поставили задачи на будущее.

– Система СПО Оренбургской области занимает лидирующие позиции в России, – отметила начальник отдела высшего и профессионального образования регионального Минобра Лариса Филькова. – На протяжении нескольких лет мы с вами заходим во все федеральные проекты. С «Цифровой экономикой» запускали проекты создания активностей в рамках общеобразовательных дисциплин и кружки дополнительного образования. Под них мы сразу получили гранты. Затем вместе активно вошли в проект «Молодые профессионалы». На базе образовательных организаций были созданы мастерские в рамках средств федерального и областного бюджета. А главное – мы гордимся тем, что у нас есть еще 14 мастерских, созданных своими силами, которые тоже получили статус федеральных мастерских. Мы одними из первых апробировали проект «Билет в будущее». На площадках СПО вместе со студентами работают школьники. Смелость руководителей, поддержка правительства, министра образования Оренбургской области Алексея Пахомова помогли нам в первых рядах войти в проект «Профессионалитет». Коллеги из Новотроицкого политехнического техникума, горно-технологического техникума города Ясного, Орского технического техникума меня поддержат: тогда мы не знали, что это за проект, чего он него ожидать. Наши партнеры, предприятия, сказали: да, мы с вами. Сегодня по итогам мониторинга мы смело можно говорить, что Оренбургская область занимает 1 место среди всех регионов РФ по количеству создаваемых кластеров. К 2024 году их будет 14. Мы разделяем лидирующие позиции с Казанью. За нами – Москва, Московская область и крупные регионы с хорошо развитой промышленностью.

– В результате конкурсных отборов в 2022 году нам удалось привлечь в Оренбургскую область 300 миллионов рублей из федерального бюджета, – подчеркнул заместитель министра образования региона Вячеслав Коваленко. – 60 миллионов выделили партнеры-работодатели, по 20 миллионов на каждый кластер дала область. В 2023 году сумма составит 764 миллионов рублей. Это три четверти миллиарда. Таких вложений наши образовательные организации не видели никогда. Из федерального бюджета выделено 560 миллионов, из регионального – около 100, чуть менее 100 миллионов составят средства работодателей, 12 миллионов – собственные средства образовательных организаций.

В рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет» запланировано реализовать 48 профессий и специальностей под запросы работодателя на базе созданных образовательных центров.

Вячеслав Александрович подчеркнул: планируется, что к 2027 году половина всех организаций среднего профобразования должна стать участниками проекта, а к 2030 году в «Профессионалитет» должны войти все колледжи и техникумы. А с нынешнего года в регионе планируется открыть педагогический кластер «Учитель: стань лучше», участниками которого станут все педагогические колледжи Оренбуржья, что будет способствовать перезагрузке региональной системы образования.

Директора учреждений, уже работающих в «Профессионалитете», поделились с коллегами своим опытом, рассказали о новых направлениях деятельности. Обсудили не только преимущества, но и возникающие трудности. А завершило насыщенный мероприятиями день награждение лучших учреждений по итогам работы за минувший учебный год.

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Сергей Аузырев,

фотограф

Spread the love
Click to listen highlighted text!