Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Общество

Из воспоминаний Федора Разумова

Бег времени не остановить. В преддверии 75-й годовщины Великой Победы над фашизмом мы вспоминаем имена тех земляков, которых ныне нет рядом с нами, но их подвиг и послевоенные трудовые свершения не будут забыты.

Несколько лет назад ушел из жизни Федор Разумов, участник Великой Отечественной войны, человек целеустремленный, большой оптимист и трудоголик. Подполковник запаса в свои 90 с небольшим уверенно управлял автомобилем, доезжая на нем из Новотроицка до Бузулука, Челябинска, не говоря уже о посещении коллег в Орске. В 60-е годы под его началом произошло объединение двух автошкол – новотроицкой и орской. Незадолго до ухода из жизни ветерана автор этих строк встречался с ним, беседовал о предвоенных годах и Великой Отечественной войне. Сегодня «ОГ» публикует отрывки из воспоминаний ветерана.

 

Родился Федор Иванович Разумов в ноябре 1920 года в селе Скворцовка Бузулукского уезда. Спустя 6 лет семья переехала в казачьи пределы.

– С 8 лет пошел в школу, – вспоминал он в нашем последнем интервью. – Учился старательно, но сказать, что в отличниках ходил, не могу. Меня больше в колхоз тянуло, к взрослым. Вскоре появились первые тракторы. Стремился помогать трактористам, а в 14 лет решил стать настоящим механизатором. Открыли при МТС курсы – пришел записываться. Честно сказал директору о своем возрасте, документов-то не было. Он посмотрел на меня и сказал: «Эге, чего захотел, иди лучше на пруд лягушек пугай!». Обиделся, расплакался. Через неделю решил обмануть «нехорошего директора». Посчитал, сколько же лет мне до восемнадцати недостает. Оделся в отцовскую одежду, отшагал зимой по морозцу двенадцать километров. Снова явился к директору. Пар с меня валит, он меня не узнал и спрашивает: «Лет-то сколько?». Говорю: «Восемнадцать». Так и записался на курсы трактористов. Окончив их, работал ответственно, меня назначили помощником комбайнера. В 17 лет стал комбайнером. В технике разбирался хорошо, нередко с посевной снимали и отправляли ремонтировать комбайны. В сезоне 1940 года мне передали комбайн «Сталинец», на котором снова побил рекорд: убрал зерновые на площади 1 200 гектаров при норме 600 гектаров. В октябре прямо с комбайна и призвали в армию. В военкомате меня уже знали, в том числе знали и о моих трудовых свершениях. Спросили: куда служить пойдешь? Ответил: только в танковые части. Мою просьбу удовлетворили, и я оказался в Забайкалье в составе 17-й танковой дивизии. Однако при построении новобранцев командиры определили меня в автобат.

 

5 июня 1941 года неожиданно солдатский обед в столовой прервал приход командира полка. Всех вывели в котлован неподалеку, словно на плац, и объявили: немедленно уничтожить все письма и газеты. Последовал приказ: с собой взять только котелок и ложку, полк отправляется на летние учебные занятия на Украину. Впрочем, бойцы уже наблюдали, что с востока на запад ежедневно идут эшелоны с техникой, замаскированные брезентом.

– В 1939 году прошла большая демобилизация. В полку почти не осталось шоферов, смену подготовить не успели, поэтому встал остро вопрос: кто за руль сядет? – вспоминал Федор Иванович. – Шестьдесят ЗиСов стояли без водителей. Я поднял руку. Честно говоря, раза два за рулем в колхозе сидел. Это и определило мою судьбу на ближайшие месяцы 41-го года. Нас погрузили в закрытые вагоны и через южное направление повезли в далекую Украину. В закрытых вагонах находились до Уральска, где объявили о начале войны с фашистами. Нас оттуда повернули на Смоленск. До города не добрались – нас перебросили под Оршу. Здесь меня попросили поучаствовать в ремонте одного из танков – заменили двигатель. Машина была готова к бою, мне пришлось сесть за рычаги и гнать танк на КП. Командир полка обрадовался исправленной машине и говорит: «Вот сидит экипаж танка. Водитель-механик сильно заболел, значит, ты его заменишь. В 6 утра идем в бой!». Едва успел с товарищами познакомиться, как началась наша контратака. Немцев отогнали километров на 30. В лесу едва не налетели на группу взрослых и детей – эвакуированный детский сад застрял в пути. Каким-то чудом фашисты его не обнаружили. Крик, шум, плач… Что делать? Радиосвязи с машиной командира не было. Решили спасать детишек и воспитателей. Растолкали их в танке, посадили на машину, привязали веревками, чтобы не слетели с брони, и на большой скорости помчались в тыл. 50 километров отмахали, на железнодорожной станции успели к отправке эшелона с эвакуируемыми жителями. Погрузили детей и воспитательниц в вагоны. А нас уже потеряли, думали даже, что мы дезертировали. Но разобрались, получили новый приказ: отбить мост, который захватили фашисты. Он был крайне важен для пропуска наших отступающих частей. На огромной скорости, со стрельбой мы прорвались к объекту, выбили немцев. За это нас наградили. Меня – орденом Красной Звезды, командира – орденом Красного Знамени. Но орден я получил только в 1954 году, при этом до последнего мне никто и не говорил о награде. Во время просмотра кинофильма меня тепло поздравили товарищи по службе!

 

Под Вязьмой во время воздушных атак фашистов танк подбили. Пришлось Федору Разумову вновь на время пересаживаться за руль грузовика. Стал возить боеприпасы. Однажды в лесу остановились – карбюратор подвел. И тут выстрел неприятельского снайпера едва не унес жизнь Разумова – считанные сантиметры спасли судьбу солдата!

После отхода из Смоленска Федор Иванович столкнулся с фашистами тет-а-тет. На Соловьевской переправе заглохла машина, он вышел с ключом, с бутылкой с горючим, а винтовка осталась в кабине. Кругом стоял туман. И вдруг сзади услышал: «Рус, сдавайсь!». Оказывается, немцы высадили десант на этом участке. В ответ Разумов тоже заорал что-то типа: «Ах ты, сволочь, на нашу землю пришел – и еще командуешь!». Взмахнул бутылкой. Фашист резко побежал прочь. Наверное, подумал, что гранату собрался метнуть красноармеец. Наш земляк схватил из кабины винтовку, но тут же раздался выстрел из миномета. Мина попала в двигатель машины. Федора Ивановича сильно контузило, но жив остался, только 2 месяца почти ничего не слышал. Определили Разумова в ремонтный взвод – с поля боя вытаскивать подбитые танки, ремонтировать их. Так продолжалось до того, пока три советские армии не отрезали по реке Вязьме в ноябре 1941-го.

 

-Меня отправили с эшелоном в госпиталь. Пока везли, в дороге заболел тифом, – делился Федор Иванович. – Во Владимире высадили. Выжил.

Весной 42-го года отправили на формирование. Оказался Разумов в роте связи под Сталинградом. В пехотной дивизии случился другой эпизод, который изменил судьбу воина. Разведчики захватили немецкий мотоцикл, однако завести его никто не смог. Федор Иванович вызвался помочь, и с задачей справился. Тогда командир дивизии сказал: «Ты и будешь мотоциклистом!». В итоге Разумов стал и начальником зарядной станции, и мотоциклистом. Колесил по дорогам со срочными заданиями.

 

– На Украине мы с одним из солдат, возившим пакет, один раз немного сбились с маршрута, заехали в одну из освобожденных деревень, – рассказывал ветеран. – Навстречу бегут ребятишки, кричат, дескать, на селе остались двое фашистов. Немцы оставляли группы солдат, которые после отхода поджигали деревни и уходили. Мы решили взять фашистов. А они спокойно сидят в одном из сараев – кур щиплют. Видимо, решили перед выполнением задачи перекусить на славу. Автоматы они оставили в сенцах, мы этим и воспользовались. Я с гранатой в руке шагнул в сарай, закричал, а товарищ с автоматом перекрыл фашистам второй выход. Они рванули туда и остановились. Мы их связали и привезли в штаб дивизии. Нас отметили медалями «За боевые заслуги».

 

Федор Разумов дошел до Днепра. А 1 января 1944 года его направили в танковое училище в Саратове. На Волге курсантов обучали воевать на новых тяжелых танках ИС-3. В июле 1945-го года, успешно сдав экзамены и получив звание младшего лейтенанта, он отправился в Челябинск за новой техникой. Там их погрузили в эшелоны и отправили на восток – добивать японских агрессоров.

Константин Мусафиров,

корреспондент

Spread the love
Click to listen highlighted text!