Напоследок. Жизнь, как неоконченный спектакль
На прошлой неделе город попрощался с Владимиром Дорошенко, директором Орского драматического театра им. А.С. Пушкина.
Жизнь любого человека невозможно вместить в тесные рамки некролога. Даже если сжато изложить главные вехи биографии Владимира Васильевича, многое останется за кадром. Главное, что за кадром останутся отношения и эмоции. Поэтому репортеры «ОГ» отказались от привычной формы повествования и попросили тех, кто работал с ним в разные периоды жизни, сказать несколько слов. Напоследок.
Василий Козупица,
глава Орска:
– Владимира Васильевича я знал лично. Хороший, душевный человек. Прекрасный руководитель, при котором Орский драматический театр получил мощный импульс к развитию. Это и грандиозный капитальный ремонт самого здания, и его внутреннее творческое содержание. Владимир Васильевич смог объединить коллектив вокруг одной идеи – создать из театра культурный центр всего Восточного Оренбуржья. И он успешно развивал эту идею на протяжении 20 лет. Очень жаль. Хотелось бы, чтобы он пожил как можно дольше. У Владимира Васильевича было много планов, которые так и остались нереализованными. Уверен, что лучшей памятью о нем будет продолжить его дело и воплотить в жизнь то, что он не успел.
Василий Тишин,
депутат Законодательного Собрания Оренбургской области:
– Дорошенко был личностью масштабной и многогранной. Мы с ним в Орске начинали реализовывать проект «Живые театральные уроки» в 2018 году. Владимир Васильевич выдвинул идею ставить спектакли по произведениям классиков русской литературы для школьников. И первоначально финансировался проект из моей депутатской квоты. Отличное начинание подхватили в министерствах культуры и образования, и почти год профессиональные театры Оренбуржья гастролируют по территории нашего края.
Елена Колядина,
руководитель Ленинского района Орска:
– Все случилось слишком неожиданно, поэтому тяжело об этом говорить. Знаю Владимира Васильевича много лет, еще с тех пор, как он работал заместителем главы Орска по социальной политике. Грамотный, выдержанный руководитель и достойный человек. Он умел ставить и реализовывать глобальные цели. Многие помнят, чем стал драмтеатр в 90-е: практически торговым центром. Дорошенко навел порядок, вернул в эти стены культуру. Под его руководством театр приобрел статус государственного, здесь прошла глобальная реконструкция, преобразившая внешний и внутренний облик здания. Наш театр вошел в десятку лучших театров России. Смерть Владимира Васильевича – большая потеря для нашего города.
Нурхан Кадирбаев,
руководитель управления культуры, архивов и документации Актюбинской области Республики Казахстан:
– Я с глубокой скорбью воспринял известие о кончине директора театра Владимира Васильевича Дорошенко. Владимир Васильевич был жизнерадостной, творческой личностью, свои знания и энергию направлял на процветание Орского государственного драматического театра им. А.С. Пушкина. Его уход – тяжелая потеря для российской культуры, коллег и знакомых из Казахстана, невосполнимая утрата для всего коллектива театра. Счастлив, что довелось знать его, учиться у него.
Владимир Савин,
генеральный директор ООО «ТРК «Евразия»:
– Орск, театр и Дорошенко – это неотделимые друг от друга слова. Владимир Васильевич сделал для города многое, и его утрата – это великое горе.
Юлия Фролова,
заместитель начальника отдела культуры:
– Владимир Васильевич был человеком жизнерадостным. Именно благодаря ему театр преобразился. Но прежде чем провести эту глобальную реконструкцию здания, он переделал столько косметических ремонтов! Владимир Дорошенко всегда помогал актерам. Какие-то проблемы возникали у сотрудников, и он тут же спешил им на помощь. То есть был не отстраненным чиновником, а решал вопросы коллектива, как свои. Более того, запрашивал у муниципальной и областной администрации жилье для артистов, чтобы они приезжали в Орск из разных населенных пунктов целыми семьями, жили и трудились. И, знаете, получилась. У него всегда все получалось, наверное, из-за свойственного ему одному обаяния. Важно сказать еще, что Владимир играл в спектакле. В общем, в человеке этом было аккумулировано столько энергии, что словами не передать. Для меня он как старший брат.
Татьяна Шевченко,
заведующая архивом Орского драматического театра:
– В нашем театре взаимоотношения руководителя и коллектива сводятся к модели «театр-семья». Огромный коллектив, разные направления в работе, разный возраст служащих в нем людей и разные характеры – всего не перечесть. И в центре всей этой сложной конструкции стоит фигура директора. Он как отец. Его, честно говоря, так и воспринимают. И все проблемы – производственные и личные – мы открываем ему. Каким же огромным и добрым должно быть сердце директора, чтобы все помнить, все вместить, чтобы каждого успокоить, решить его вопрос и дать дельный совет? И человек, переступающий порог директорского кабинета, точно знает, что если поделится наболевшим с директором, значит вопрос наполовину решен. И мы уходим с облегченной душой… А ведь директор, оставшийся в кабинете с нашим вопросом, думает, как его решать дальше. Замечательное качество – брать на себя большую тяжесть. Это характеристика масштабных личностей. Директор всегда знает, все ли в порядке у членов его коллектива; с каким настроем идет человек на работу. Даже если наши сомнения разрешались мгновенно, у него было удивительное качество: отпустить еще и какую-нибудь шутку по этому поводу, зарази-тельно засмеяться – и как будто рукой снимает тяжесть с души. Конечно, с таким директором, с таким заботливым человеком хочется горы свернуть. И коллектив ему платил той же монетой. Мы старались не подводить директора. Странно говорить о нем в прошедшем времени. Мы убеждены, что уход человека в такие годы – это величайшая несправедливость на Земле… Такие люди должны жить долго, ведь от их душевного света на Земле становится лучше. Для нас это величайшая утрата. Я уверена, что память о личности директора будет еще долго жить в наших сердцах.
Артем фон Кербс,
главный художник Орского драматического театра:
– То, что Владимир Васильевич понравится мне как руководитель, я понял еще на производственной практике, которую проходил в театре. В то время я только начинал получать базовые навыки. Это была практика молодого студента, делающего свои первые профессиональные шаги. И что было особенно приятно, Владимир Васильевич даже нашел возможность оплатить мою работу. Неожиданно было увидеть, что на карточку поступила моя первая зарплата… В благодарность я написал его портрет, увидев который директор улыбнулся и показал мне еще одну работу, которую хранил много лет. Как он сказал позже, этот небольшой набросок для него сделал его товарищ по армейской службе. Оба портрета Владимир Васильевич интерпретировал так, что на одном из них изображен он молодым, а на другом – он же, но только опытный. Это был человек, благодаря которому я получил бесценный опыт. Для нашей театральной семьи он был настоящим отцом. Когда Владимира Васильевича не стало, театр как будто затих. Не поймите неправильно – все по-прежнему трудятся, готовясь к предстоящим премьерам. В театре идет подготовка к новогодним праздникам. Но глядя на лица с заплаканными глазами, невольно понимаю, что мы потеряли и какую большую роль сыграл этот человек в судьбе каждого из своих сотрудников.
Елизавета Кунавина,
актриса Орского драмтеатра:
– Владимир Васильевич был прекрасным другом. Когда мы встречали его в коридорах театра, всегда искренне интересовался, как наши дела. Был терпеливым, прощал актеров за многие оплошности, и ему всегда можно было говорить всю правду. Он боролся за театр, вложил в него всю душу – и получилось невероятно уютное, гостеприимное и красивое место, в котором он пробыл до последнего своего часа. Владимир Дорошенко – настоящий герой. Он незаменимый. Таких, как он, просто нет. Он, словно Данко, отдал свое сердце ради высшей цели – ради театра.
Татьяна Ивлева,
актриса Орского драматического театра:
– С Владимиром Дорошенко меня связывают долгие годы, мы с ним работали с первых дней. Коллектив для него – это все. И так было всегда. Он стремился создать такие условия, чтобы нам было хорошо. Так, благодаря его инициативе было построено общежитие для актеров неподалеку от драматического театра. Владимир Васильевич – человек с большой буквы. Мы действительно потеряли отца, осиротели и даже не представляем, что нас ждет.
Владислав Логинов,
корреспондент