Как бизнес переживает карантин?
Коронавирус создал кризисную ситуацию для представителей среднего и малого бизнеса. Кому-то пришлось закрыться, кому-то – пересмотреть перечень производимых товаров и предоставляемых услуг.
За поддержкой предприниматели обращаются к власти. А пока наверху решают, как можно изменить ситуацию, малый и средний бизнес пытаются выжить и сделать все, чтобы карантин не выжал их с рынка.
Руслан Елембаев,
руководитель компании по производству полуфабрикатов:
– Мы опасались, что продажи могут остановиться, но этого не произошло. Спад ощущается, но люди кушать хотят всегда. Думаю, что наша ниша не относится к сильно пострадавшим. Продукция у нас недешевая, сегодня делаем акцент на недорогой сегмент: вареники и тому подобное. Начал сам ездить продавать, возобновил старые связи с торговцами. Определенный сегмент продукции мы запустили в ручную лепку. Это помогает сохранить рабочие места. Себестоимость увеличилась, но цену оставили ту же.
Алевтина Курлова,
предприниматель в сфере дополнительного образования:
– Естественно, перешли в онлайн. Ситуация сильно сказывается на финансовых потоках. Родители не горят желанием переходить в дистанционный режим. Зато появилась возможность приглашать других педагогов, проводить новые курсы. Рынок стал шире, ведь в онлайн-пространстве много ресурсов для образования, поэтому увеличились затраты на маркетинг. Но все же есть возможность занять новую нишу: после завершения карантина планирую сделать микс онлайн- и офлайн-обучения.
Альбина Кудайбергенова,
резидент бизнес-инкубатора:
– До введения режима самоизоляции я активно работала над реализацией проекта экспресс-свиданий. Мы успели провести несколько пробных встреч. Оказалось, что спрос на такие знакомства есть. Но карантин все затормозил, я даже не успела зарегистрироваться в качестве ИП. Теперь жду, когда все нормализуется.
Сергей Горланов,
глава КФХ:
– Работаем, как обычно, с 6 утра и до 10 вечера. Считается, что сельское хозяйство не пострадало, поэтому рассчитывать на поддержку не приходится. Если, к примеру, обратиться в банк за отсрочкой по платежам, то ситуация лишь усугубится. Платишь ты, допустим 140 тысяч в месяц, из которых 42 тысячи – проценты, а остальное – тело кредита. Если сможешь доказать необходимость отсрочки, придется и дальше ежемесячно вносить сумму процентов, а оставшуюся часть лишь перенесут на полгода. И смысл? Потом все равно нужно будет всю сумму выплатить, нагрузка лишь увеличится.
Оксана Танова,
владелица салона красоты:
– Тяжеловато приходится. Клиентов стало меньше, доходы снизились. Нервы уже на пределе, налоги и аренду никто ведь не отменял! К счастью, нет кредитов. Мы работаем с людьми, от них зависит, сможем ли мы выкарабкаться. Если у горожан будет работа, то они смогут воспользоваться нашими услугами. А от государства никакой помощи, меры поддержки смешные.
Мариам Сарибекян,
корреспондент