Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Психология

Как оторвать детей от гаджетов?

Многим родителям приходится сталкиваться с ситуацией, когда детей с трудом удается отвлечь от гаджетов. Пока взрослые заняты, подрастающее поколение, предоставленное интернету, может часами напролет зависать в лентах социальных сетей и играть в компьютерные игры. Как с этим бороться? Нужно ли это делать? Мы попытались это выяснить.

 

С начала учебного года власти Китая практически закрыли школьникам доступ к сетевым играм. В Поднебесной начал действовать закон, который обязывает создателей онлайн-игр подключаться к единой государственной системе и давать несовершеннолетним доступ к играм по одному часу три раза в неделю: в пятницу, субботу и воскресенье. Объясняется это просто: компьютерная зависимость сказывается на здоровье и успеваемости.

 

В моей семье двое детей. Сын – подросток, и дочь – ученица начальной школы. Что такое привязанность к гаджетам, нам с мужем хорошо известно. Уже давно мы пытались ограничивать детей в компьютерных играх и просмотрах лент социальных сетей. Это давало лишь временный эффект. Вдохновившись китайским опытом, мы решили: вводим жесткие ограничения. Посовещавшись, пришли к выводу, что пары часов для игр и развлечений ребенку вполне достаточно. Когда сидеть в гаджетах, каждый решает сам.

Детей идея совсем не вдохновила, но под напором взрослых и угрозой ограничить время для игр, как в Китае, они сдались.

Первый день прошел довольно спокойно. Это был выходной, и много времени мы провели в гостях, так что двух часов на игры и зрелища почти хватило.

Второй день оказался более напряженным. У детей началась своеобразная «ломка». Положенное время они быстренько отыграли и долго не знали, чем себя занять. Дочь переключилась на мультики по телевизору – пока и их не отменили. Сын, надувшись, занялся уборкой своего рабочего места.

День третий. Игровое время истекло еще днем. Старший, вы-учив уроки, пошел гулять, оторвав от экранов еще и своих друзей. Дочь, помаявшись немного, тоже решила пойти на прогулку. В итоге более двух часов дети провели на свежем воздухе, ведь стимула бежать домой не было.

С начала эксперимента прошло почти полмесяца. Старшему удается себя контролировать. Младшая иногда «забывает» о времени, и ей приходится об этом напоминать. Так как, в отличие от игр, время за гаджетами разрешено тратить на просмотр обучающих видеороликов и полезного научно-популярного контента (тоже не беспредельно), это, наконец, стало интересно.

Иногда в обмен на «полезности» мы позволяем детям поиграть немного сверх лимита – 15-20 минут. Это бонус за чтение книг, рисование или помощь по хозяйству.

Из позитивного: заметно, что времени на подготовку школьных заданий стало больше. Уроки уже не делаются впопыхах. Появилось время на другие дела: рисование 3D-ручкой, настольные игры – мы вдруг вспомнили про давно забытые шахматы и «Монополию». Сын чаще стал ходить с отцом в гараж, где можно поработать руками. Дочь вспомнила о рисовании красками. Дети по-прежнему недовольны ограничениями, хотя осознают, что больше времени теперь проводят с пользой.

А что на этот счет думают психологи? Нужны ли детям ограничения?

 

От симпатии – к любови, а дальше – зависимость

Практикующий психолог Никита Петров, автор четырех книг, вспоминает эксперимент петербургской коллеги. 68 детей согласились провести 8 часов в одиночестве без гаджетов (телефонов, компьютеров, телевизора и т. д.). И только 3 человека смогли дойти до конца. Один из ребят клеил модель парусника, другой разбирал свою коллекцию насекомых, одна из девочек записывала свои ощущения в дневник (когда взрослые прочли эти записи, они ужаснулись, что испытывал ребенок). У остальных максимально повысилась тревожность, дети просто сорвались.

– Что интересно, когда эксперимент повторили, все прошло лучше, однако многие участники все равно испытывали «ломку», – отмечает Никита Александрович. – Почему она возникает? Потому что есть зависимость.

Существует 3 степени привязанности: симпатия, любовь и зависимость. Симпатия возникает, когда потребности человека удовлетворяются, но есть альтернатива. К примеру, потребность в общении. С Васей пообщаться хорошо, и с Гришей тоже приятно. Человек не попадет в ловушку. Любовь – это когда что-то одно максимально удовлетворяет потребности, а остальное может заместить это процентов на 60-70. Я сам когда-то любил играть в компьютерные игры. Не играю уже почти год, хотя тяга присутствует. А зависимость – это когда альтернативы нет. Только что-то конкретное может сделать хорошо. Человек лишается возможности выбора. За него этот выбор делает зависимость. Ни алкоголик, ни пищеголик, ни игроман ничего не решают. Воля зависимых людей парализована.

Почему так происходит? Тут нужно обратиться к потребностям. Они делятся на 2 категории. Физические – нам нужно питаться, утолять жажду, спать, ходить в туалет и так далее. Мы все от них зависим. Игроман же удовлетворяет эмоциональные (психологические) потребности – в общении, уединении, любви, развлечении, развитии, отдыхе, спокойствии и безопасности.

Когда родители режут провода, выкидывают телефон в окно или увозят компьютер к друзьям, у ребенка резко подскакивает уровень тревожности, потому что все потребности разом просели. Возникает агрессия. Иногда доходит до того, что дети бросаются на родителей с кулаками, начинаются истерики.

Мы можем говорить детям правильные вещи, но если их потребности замкнуты на телефон или компьютер, мозг выбирает кратчайший путь к их удовлетворению. Можно пойти погулять – и удовлетворить те же потребности в общении, отдыхе, развлечении, развитии. Или почитать книжку. Но для этого нужно приложить усилия, а телефон открыл – и все прекрасно. Про то, как из-за компьютерной зависимости возникает псевдодебилизм, хорошо рассказывает психотерапевт Андрей Курпатов. Да, можно прожить без «костылей» – компьютера и телефона (я не говорю о том, когда их используют для работы), но этому нужно учиться. Наверное, нужно стремиться к тому, чтобы перейти с верхнего уровня – зависимости – на уровень любви, подбирать альтернативы.

Я думаю, что полностью ограничивать пользование гаджетами не стоит, лучше следить за тем, чтобы были перерывы. Но главное – важно создавать условия, чтобы ребенок умел удовлетворять потребности разными способами. В этом поможет посещение кружков и секций, мотивация к новым увлечениям, совместное времяпрепровождение. У ребенка должна быть альтернатива. Это требует усилий от родителей. Если вы свешиваете проблемы на ребенка, сам он вряд ли их решит. Только с вашей помощью.

 

Дефицит общения усугубляет экранную зависимость

– У многих, не только у детей, но и у взрослых, формируется экранная зависимость, – делится наблюдениями психолог «Центра практической психологии города Орска» Наталья Бубчикова. – При пользовании гаджетами следует ввести правила безопасности. Вы же пристегиваете ремень, садясь в машину, и это не обсуждается. И при пользовании телефонами тоже должны быть правила. Если мы даем ребенку дошкольного возраста телефон, то обговариваем, сколько времени он играет и чем после этого будет заниматься.

В чем я вижу проблему? Зачастую, когда родитель дает маленькому ребенку телефон, ему это удобно, что ребенок спокоен и чем-то увлечен. Но при зависании в телефоне ребенку не требуется как таковой концентрации внимания. Он просто листает картинки, погружается в комфортную атмосферу. Взрослея, он привыкает к тому, что не надо напрягаться.

Мне кажется, чем реже маленький ребенок будет брать в руки телефон, тем лучше! Уже замечено, что погружение в гаджеты тормозит речевое развитие детей раннего возраста. А если уж вы их даете, пусть это будет не просто смена картинок, а развивающая игра, в которой можно соотносить цвета, искать предметы. У дошкольников время, потраченное на гаджеты, должно исчисляться минутами.

Дети до 14 лет полностью копируют установки взрослых. Учитывая, что родители сейчас полностью погружены в компьютеры и телефоны, у многих на них завязана работа, какие-то финансовые моменты, от детей можно услышать: «Мама же тоже постоянно в телефоне». Здесь нужно объяснить: «Да, я использую телефон для работы. Если это для развлечения, я посмотрела интересующую информацию – и отложила телефон». При этом сами родители должны также вместе с ребенком контролировать себя.

Детям среднего и старшего школьного возраста важно объяснить, что с помощью гаджетов можно не только развлекаться, но и развиваться, занимаясь английским через онлайн-серверы, или смотреть ролики, посвященные различным наукам.

Если ребенок долго играет или листает картинки в телефоне и говорит: «Я через 5 минут закончу», а через полчаса этого не происходит, значит, он «залип», не ощущает времени. Если при попытке отвлечь его от гаджетов ребенок становится агрессивным, это уже говорит о зависимости. А она в свою очередь может привести к тяжелым последствиям, вплоть до психических расстройств. Пока этого не произошло, проблему можно решить беседами, обращением к психологам.

К сожалению, в последнее время в связи с пандемией мы все испытываем дефицит общения. И это только усугубляет экранную зависимость.

Что можно посоветовать родителям? Старайтесь больше общаться с детьми, проводить время вместе, больше интересоваться их жизнью, успехами и проблемами. Как лайфхак, можно развесить по дому стикеры-ограничители, которые напомнят, когда нужно отвлечься от телефона, или запланировать совместное дело, которое принесет и пользу, и удовольствие. Цените живое общение и прививайте это своим детям!

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!