Убери гаджет немедленно. Оторвать ребенка от компьютера или подружить с ним?
Центр практической психологии и детский дом совместно реализуют программу сопровождения замещающих семей. Каждый месяц родители обсуждают трудности, с которыми сталкиваются в воспитании детей. На этот раз психологи и слушатели искали ответ на вопрос: «Как оторвать ребенка от компьютера и телефона?». Интересно, что к концу встречи тему переформулировали: «Как подружить детей с гаджетами?».
В качестве экспертов на встречу были приглашены 15-летние подростки, чье мнение было основополагающим. И надо сказать, именно молодежь высказала действительно конструктивные мысли по поводу интернет-зависимости. Ребята рассуждали о возрасте, когда можно и нужно знакомить детей с планшетами; рассказали о самоконтроле игр в телефоне или блуждания по соцсетям; о нормах времени; о рисках, когда заигравшегося ребенка подкарауливает настоящая опасность; об участии взрослого; о своей свободе в виртуальном пространстве и многом другом.
Психологические причины зависания детей в интернете раскрыл педагог-психолог детского дома Наталья Бубчикова.
– Резко отключать компьютер или лишать ребенка интернета не рекомендуется, – отметила Наталья Владимировна. – Потребности подростка в компьютерных играх или в общении в соцсетях высоки и оправданны.
Во-первых, персонажи игр исключительно привлекательны. Ребенок соотносит себя с главным персонажем, который легко движется к цели и становится героем.
Во-вторых, компьютерная игра сопровождается выработкой гормонов. Это стимуляторы ярких переживаний, сильных эмоций. Так что зависимость от игр – это гормональная зависимость.
В-третьих, один на один с компьютером ребенок приобретает свободу, создается иллюзия управления реальностью.
В-четвертых, высокая концентрация на игре сродни гипнотическому погружению в сон. Время в таком состоянии летит незаметно, а пространство сужается до рамок экрана.
«Хватит играть! Тебе бы все бездельничать. Я накажу тебя, если без спроса включишь компьютер!» Слыша эти угрозы, ребенок начинает думать, что компьютер ужасен сам по себе. Но у детей другое отношение к компьютеру, и в Сети находятся единомышленники, думающие так же, как они.
Родители на встрече пришли к единому мнению, что без интернета и современных гаджетов нынешний ребенок обойтись не может. Но чтобы увлечение ими не было стихийным и не переросло в зависимость, надо что-то предпринимать.
Психологи предложили родителям самим выработать советы и продумать способы отвлечения, если зависимость уже есть. Надо сказать, это задание вызвало большое затруднение: все-таки с истериками при выключении компьютера и планшета сталкиваются все.
Как попытаться вернуть детей в реальность, советует психолог АНО «Центр практической психологии» Алиса Попова.
– Если у ребенка нет контакта с родителями, ему все время будет чего-то не хватать, – подчеркивает Алиса Харитоновна. – Контакт заключается в возможности в любой момент обратиться к взрослому с просьбой, желанием поделиться чем-то. Важно быть на одной волне с детьми, иначе любые средства будут нерезультативны. Доверительные отношения – главный метод защиты. У нас есть возможность превратить компьютер и телефон в средство воспитания. Они помогут реально ставить запреты и научат соблюдать требования. Конфликт с ребенком из-за зависания в телефоне дает возможность говорить с подростком о правилах. Без них никуда. Родителям следует набраться терпения в своих требованиях, а в общении с подростком научиться искусству давать ребенку свободу, одновременно ограничивая его.
На встрече все вместе вспомнили времена, когда ребенка нельзя было увести с горки, ведь он просил «еще два разочка»; как не всегда сразу можно было уговорить зайти домой пообедать, ведь дворовая компания еще не доиграла в «казаки-разбойники». Чем же отличается требование немедленно убрать телефон, когда ребенок не завершил в нем все дела? Родители предложили установить таймер, чтобы требование исходило от него, а не от взрослого, а также перед игрой договориться, что, когда телефон придется убрать, это произойдет без истерик.
Еще немало вопросов подняли родители. С какого возраста ребенку можно заводить страницу в соцсетях? Как относиться к стремлению сохранить втайне общение? Что предпринимать, когда признают компьютерную зависимость у ребенка как заболевание?
Каждый последний четверг месяца детский дом ждет родителей на тематические встречи по трудным темам воспитания.
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОМУ ПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРНЕТОМ ОТ ЦЕНТРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
- Убедите детей делиться с вами впечатлениями от работы в интернете. Выберите время для неконфликтного совместного просмотра страниц.
- Научите детей доверять интуиции. Если что-нибудь в Сети будет вызывать у них дискомфорт, пусть расскажут об этом.
- Запретите детям сообщать другим пользователям адрес, номер телефона и другую личную информацию.
- Объясните, что нравственные принципы в реальной жизни и Сети одинаковы, что нормы поведения и речи не должны измениться.
- Убедите детей, что они не должны встречаться с интернет-друзьями лично. Скажите, что они могут быть не теми, за кого себя выдают.
- Продолжайте контролировать подростков с помощью специального программного обеспечения. Средства родительского контроля позволяют блокировать вредные материалы, следить, какие веб-узлы посещают дети.
- Объясните, что никогда не следует отвечать на мгновенные сообщения, поступившие от незнакомцев.
Юлия Замятина,
корреспондент