Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Религия

Христианин и война. О священном долге защиты Отечества

«Ни одна из сторон не сможет одержать тотальную победу». Так характеризуют карабахский конфликт аналитики. Тем не менее идет вторая неделя боев, стороны применяют тяжелое вооружение, человеческие потери исчисляются сотнями. «Самый худший вариант – это война на истощение со всеми вытекающими последствиями. В частности, в войну будут втянуты не только Армения и Азербайджан, театр военных действий расширится до максимума. О потерях вообще можно не говорить, они будут огромными, – отметил Вадим Муханов, ведущий научный сотрудник сектора Кавказа ИМЭМО РАН, выступая в центральных СМИ. – Все понимают, что такая война станет катастрофой не только для Армении и Азербайджана, но и вообще для всего региона. Например, огромное количество беженцев хлынет в Россию, Иран, Турцию… Никому это не выгодно».

Как относиться к войне? Можно ли защищать Отечество с оружием в руках? Откуда в мире злоба, жестокость, грех? Эти и подобные вопросы люди часто задают епископу Орскому и Гайскому Иринею. Тем более что их острота не умаляется со временем, а напротив, возрастает во все более агрессивном, эгоцентричном мире. В дни, когда Землю штормит – беспорядки в США и Европе, протесты в Белоруссии и Киргизии, конфликт в Нагорном Карабахе, свои размышления на тему войны и убийства, чем бы оно ни было обусловлено, предлагает Владыка в нашей рубрике «Мировоззрение».

 

Христианин всегда должен помнить слова Спасителя: «Сия есть заповедь Моя: да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 12-13). Важно помнить и о том, что, по слову святителя Филарета, митрополита Московского, «плохой гражданин земного Отечества не может быть хорошим гражданином Отечества Небесного». Мы призваны любить, «возделывать и хранить» (Бытие 2, 15) созданный Богом мир, в котором живем. И это значит, что мы не должны быть безразличны к жизни государства, его истории и культуре. Поэтому, особенно для верующего человека, священный долг – защищать Отечество, даже ценой своей жизни.

 

Церковь благословляет воинов на ратный подвиг. Обиды и жестокость порой приемлемо переносить безответно, только если они касаются лично меня. Но за алтари и очаги, за жизни ближних, за все, что священно: родные святыни и наши дома – должно стоять до последнего. Оружие в руках воина – лишь средство защиты. И как всякое средство, оно может быть использовано во благо или во зло. Даже обычный нож в руках хирурга – спасение, а в руках бандита – смерть. Многое зависит от нас самих.

При этом Церковь, благословляя оружие, молится за воинов, уповая, что их мечи навсегда останутся в ножнах. Если все же не так – Церковь соборно молится, чтобы оружие служило только для защиты от явного врага и никогда – для нападения, ибо мы помним слова Господа: «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52).

 

К вопросу о проявлении греха в нашем мире. Мы знаем, что Господь Иисус Христос пришел к людям именно потому, что человечество погибало от грехов. Но не всегда следствия греха прямо связаны с личной ответственностью человека за что-либо. Вспомним Евангельское повествование о слепорожденном, когда ученики, видя несчастного, спросили Спасителя: «Кто согрешил – он или родители его, что родился слепым?» И услышали в ответ, что «не согрешил ни он, ни родители его. Но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 2-3). Эта болезнь была промыслом о человеке и его ближних, чтобы явилась Слава Божия.

Слава Божия явилась на Голгофе. Перед Своим распятием Христос сказал ученикам: «Ныне настало время прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12, 23). Прославиться, т. е. явить силу и милость Божию в полноте. Сын Божий пришел в мир, чтобы победить зло, а не для того, чтобы объяснить его причины.

 

Мы можем спросить Бога о страданиях и даже, возможно, получим ответ – при встрече с Ним. Конечно, если проведем земную, временную жизнь благочестиво, стараясь жить по правде Божией.

Мы знаем, что Бог не творил зла. Более того, Он распялся на кресте за нас, чтобы человечество не погибло совершенно во зле. Господь всегда там, где страдают люди, где боль и скорбь, кровь и смерть… Бог всегда с погибающими, Он всегда на кресте. Рядом с крестом Спасителя – человеческие кресты. Так было на Голгофе. Так остается и поныне. Бог плачет с нами. Всегда.

Вопрос о страданиях, насилии, войнах – трудный, проклятый вопрос. Им нужно болеть, от него нельзя «выздоравливать». Но получить ответ в полноте мы не можем в земной жизни. Все это следует отдать Богу. При встрече с Ним верю, что не останемся без ответа.

Прежде Господь спросит меня за то, что совершил я. Но после, быть может, у меня появится возможность спросить Его… А до той поры лучше молчать и хранить свою боль только для Него.

 

Глубокую боль и тяжелые страдания переживал легендарный создатель автомата АК-47 Михаил Тимофеевич Калашников. За полгода до смерти он написал патриарху Кириллу письмо, в котором делился своими душевными переживаниями и сомнениями по поводу ответственности за смерти людей, убитых из созданного им автомата. Патриарх ответил легендарному конструктору. Думается, уместно будет привести полные тексты обоих писем.

 

ПИСЬМО МИХАИЛА КАЛАШНИКОВА СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ

«Ваше Святейшество!

Многие годы я посвятил конструкторскому делу. На моем счету более ста пятидесяти образцов стрелкового оружия, которые созданы с единственной целью – обеспечить надежную защиту Отечества от посягательств врагов.

Никто меня не сможет переубедить в народной мудрости «держи порох сухим» и «готовь сани летом», ибо мне очень хорошо известно, каким был наш порох и какими были сани в двадцатых, тридцатых годах, а потом накануне Великой Отечественной войны…

Да, тело приносит боль, но боль телесная ничто перед душевными ранами, которые мы получаем по жизни. Моя душевная рана 1941 года не дает мне покоя ни ночью, ни днем. Как же так, такая держава, такая мощная оборонная промышленность, такая сильная конструкторская школа, столько замечательных образцов оружия было в заделе, а, оказавшись на поле боя, я и мои фронтовые соратники не могли себя защитить. У нас не было автоматов и пулеметов, а легендарная винтовка Мосина – и та одна на троих. И судьба распорядилась так, что вчерашний алтайский паренек, сын раскулаченных и сосланных в таежную Сибирь, танкист и старший сержант становится оружейным конструктором, сумевшим за четыре тяжелейших года воплотить свою мечту в чудо-оружии, в автомате АК-47.

Потом, после войны и до самого недавнего времени, я много и мучительно трудился, я не мог остановиться ни днем, ни ночью, не отходил от станка до тех пор, пока не создавал образец с улучшенными характеристиками. [..]

И мир до 1991 года был таким, каков он был – зыбким, озлобленным, противоречивым. Но он был, несмотря на войны и конфликты, в которых шла перестрелка, погибали люди, в чем повинен и мой автомат. [..]

Моя душевная боль нестерпима, один и тот же неразрешимый вопрос: коль мой автомат лишал людей жизни, стало быть, и я, Михайло Калашников, девяноста трех лет от роду, сын крестьянки, христианин и православный по вере своей, повинен в смерти людей, пусть даже врага? [..]

Примите мои пожелания доброго здоровья, Ваше Святейшество, пусть поможет Всевышний Вам в Ваших трудах во имя человечества и во благо граждан России.

Раб Божий конструктор Михаил Калашников. 7 апреля, Благовещение. Г. Ижевск».

 

 

ОТВЕТ ПАТРИАРХА КОНСТРУКТОРУ, ГЕРОЮ РОССИИ М.Т. КАЛАШНИКОВУ

«Уважаемый Михаил Тимофеевич!

Сердечно поздравляю Вас с праздником Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. [..] Долгие годы Вы посвятили трудам на благо Родины, ее безопасности и обороноспособности. Изобретенное Вами стрелковое оружие, лишив вероломного, хорошо оснащенного врага многих боевых преимуществ, сберегло немало жизней наших солдат, помогло им самоотверженно защищать родную землю. Уверен, что Ваш вклад в приближение Великой Победы всегда будет жить в памяти благодарных потомков.

С болью в сердце Вы пишете о том, что созданное Вами некогда в благих целях оружие сегодня далеко не всегда используется для сохранения мира. Но важно понимать, что ответственность за это лежит не на изобретателе, а на тех злонамеренных людях, которые достижения технического прогресса обращают во вред ближним.

Разделяя Ваши озабоченности по поводу современного состояния мира, вместе с тем хотел бы отметить, что зло не имеет самостоятельного бытия и вошло в мир лишь с человеческим грехом, преодолеть который нам может помочь только Божия благодать, подаваемая в церковных Таинствах, в чтении Священного Писания, в молитве. [..]

С уважением, Кирилл, патриарх Московский и всея Руси, в День Победы, 9 мая 2013 года».

 

Эти слова вновь подтверждают, что призвание христианина – чтить и любить святыни, хранить их, защищать Родину и ближних. Воспитывать в людях мужество, ответственность и любовь к Отчизне необходимо с самых юных лет. Ведь человек, сердце которого с юности не напиталось любовью к родной земле, к ее народу и святыням, будет плохим гражданином. Человек, в душе которого нет почтения к предкам, к родным традициям, станет плохим семьянином. Чтобы взрастить в подрастающем поколении добродетели мужества, ответственности и любви к Отчизне, нужно приложить очень много усилий. Но более всего важен добрый деятельный пример старших.

Ириней, епископ
Орский и Гайский

 

Spread the love
Click to listen highlighted text!