Кто платит за лифт?
Нужно ли делать перерасчет платы за содержание лифта за период его отключения из-за капремонта?
Вячеслав Петренко,
председатель Общественного совета при ГЖИ по Оренбургской области:
Апелляционный суд согласился, что управляющая организация 3 месяца взимала плату за содержание лифта, который не обслуживала. Он находился на капремонте и был остановлен, услуга не оказывалась. Капитальный ремонт не указан в законодательстве как обстоятельство, исключающее перерасчет из-за непредоставления услуг.
С учетом «достаточно продолжительного времени» неоказания услуг по содержанию лифта плата за неоказанные услуги должна быть уменьшена в соответствии с Правилами № 491. Управляющая организация обязана была снизить такую плату для собственников на период, когда оборудование было остановлено. Суд заключил, что предписание ГЖИ является законным, выдано правомерно и обоснованно.
Нормы НПА, на которые в своих пояснениях и решениях опираются органы Госжилнадзора и судебные инстанции, вводят следующие обязанности:
– Все собственники помещений в МКД должны платить за услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту лифтов в доме. На это не влияет, на каком этаже живет человек и есть ли в его подъезде лифт, как и в соседних.
– В случае оказания УО услуг ненадлежащего качества или с перерывами в работе лифта компания обязана сделать перерасчет платы за такие услуги всем собственникам, даже если лифт был отключен в одном из подъездов.
– Перерасчет платы за неработающий лифт делается согласно п. 6 Правил № 491. Любой перерыв в работе лифтового оборудования является основанием для перерасчета.
– Капремонт лифта не является основанием для отказа в таком перерасчете.
– Компании, управляющие и обслуживающие дома с лифтами, должны учитывать эту позицию ГЖИ и судов в своей работе.