Должны ли платить за обслуживание и ремонт лифта жители первых этажей в Орске
Жители первых этажей МКД часто ведут с управляющей организацией дискуссии о том, должны ли они платить за обслуживание лифтов, которыми не пользуются.
Есть и обратные споры, когда управляющая организация обязана сделать перерасчет платы за эту услугу. Должны ли жители первых этажей многоквартирного дома платить за услугу пользования лифтом?
Когда и кому положен перерасчет, отвечает наш постоянный эксперт по вопросам ЖКХ Вячеслав Петренко, опираясь на судебную практику.

– Платят ли за обслуживание и ремонт лифта жители первых этажей МКД?
– Вопрос о плате за содержание лифтов законодатели и надзорные органы решают единообразно: за такие услуги и работы обязаны платить все жители многоквартирного дома. Это не зависит от того, на каком этаже живет собственник и пользуется ли он лифтом.
Это оборудование является частью общего имущества МКД, а бремя его содержания ложится на плечи всех собственников помещений в доме (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 2 Правил № 491). Исключение составляет ситуация, если на общем собрании собственников его участники приняли решение освободить часть жителей дома от платы за лифт и перераспределить эту плату между остальными.
– Положен ли перерасчет платы за обслуживание отключенного в подъезде лифта жителям других подъездов?
– В случае если в МКД лифт был отключен из-за поломки, то УО обязана сделать перерасчет платы за содержание жилого помещения по п. 6 Правил № 491 как за услуги ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Решение судов подтверждает, что плата за содержание и ремонт общедомового имущества, включая лифты, начисляется без разделения на подъезды и этажи дома всем собственникам помещений в многоквартирном доме. Поэтому перерасчет такой платы также проводится всем собственникам, а не только жителям подъезда, где не работал лифт.
– Согласно каким нормам УО обязана делать перерасчет платы за обслуживание лифта?
– Еще один интересный вопрос относительно расчетов УО и собственников за обслуживание лифта – в какой ситуации УО обязана сделать перерасчет платы за такую услугу. Ведь случается, что подъемник ломается или проводится его капитальный ремонт. Лифт в течение недель, а то и месяцев не работает. Ответ на этот вопрос можно найти в судебной практике.
– В арбитражном деле № А56-135671/2018 Госжилинспекция при проверке установила, что из-за капремонта в течение нескольких месяцев в одном из подъездов МКД был отключен лифт. ГЖИ выдала компании предписание сделать перерасчет платы за содержание жилого помещения за 3 месяца, когда оборудование не работало.
– Стоимость этих услуг и работ включена в размер платы за содержание жилого помещения. Если какие-то из них оказываются с нарушением качества или с превышающими разрешенную продолжительность перерывами, то УО обязана сделать жителям дома перерасчет (п. 6 Правил № 491).
В нормативно-правовых актах (НПА) не установлены предельно допустимые сроки отключения лифтов. Суд сделал вывод, что любой перерыв в работе лифтового оборудования является основанием для перерасчета платы за его обслуживание.
Иск управляющей организации суд отклонил и оставил в силе требование ГЖИ сделать перерасчет платы всем собственникам помещений в доме.
– Нужно ли делать перерасчет платы за содержание лифта за период его отключения из-за капремонта?
– Апелляционный суд согласился, что управляющая организация 3 месяца взимала плату за содержание лифта, который на самом деле не обслуживала. Он находился на капремонте и был остановлен, услуга не оказывалась. Капитальный ремонт не указан в законодательстве как обстоятельство, исключающее перерасчет из-за непредоставления услуг.
С учетом «достаточно продолжительного времени» неоказания услуг по содержанию лифта, плата за неоказанные услуги должна быть уменьшена в соответствии с Правилами № 491. Управляющая организация обязана была снизить такую плату для собственников на период, когда оборудование было остановлено для ремонта. Суд заключил, что предписание Госжилинспекции является законным, выдано правомерно и обоснованно.
Нормы НПА, на которые в своих пояснениях и решениях опираются органы Госжилнадзора и судебные инстанции, в отношении платы за обслуживание лифтов вводят следующие обязанности:
- Все собственники помещений в МКД должны платить за услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту лифтов в доме. На это не влияет, на каком этаже живет человек и есть ли в его подъезде лифт, как и в соседних.
- В случае оказания УО услуг ненадлежащего качества или с перерывами в работе лифта компания обязана сделать перерасчет платы за такие услуги всем собственникам помещений в доме, даже если лифт был отключен только в одном из многих подъездов МКД.
- Перерасчет платы за неработающий лифт делается согласно п. 6 Правил № 491. Любой перерыв в работе лифтового оборудования является основанием для перерасчета платы за его обслуживание.
- Капремонт лифта не является основанием для отказа в таком перерасчете.
- Компании, управляющие и обслуживающие многоквартирные дома с лифтами, должны учитывать эту позицию ГЖИ и судов в своей работе.
Сергей Рассказов,
специальный корреспондент