Управляющая организация вправе оспорить протокол
– Имеет ли право общее собрание собственников многоквартирного дома утвердить размер платы за жилое помещение без учета мнения управляющей организации? (Герман Николаевич, пр-д Энтузиастов, д. 3)
Вячеслав Петренко,
председатель Общественного совета при ГЖИ по Оренбургской области, консультант по ЖКХ и территориальному общественному самоуправлению (ТОС):
– Споры управляющей организации и собственников МКД о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения на практике не редкость. В этой связи законодательство РФ предусматривает:
- УО выносит на общее собрание предложение об изменении размера платы с экономическим обоснованием.
Размер платы за содержание жилого помещения устанавливается собственниками на общем собрании с учетом предложений управляющей домом организации (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ). Чтобы вынести такие предложения, УО должна провести значительную работу, которая будет в основе экономически обоснованного расчета размера платы. Это необходимо, чтобы заложить в плату собственников средства, достаточные для надлежащего содержания и текущего ремонта общего имущества МКД.
Перед тем как вынести на общее собрание собственников (ОСС) предложение о размере платы, управляющая организация:
- Проводит осмотр общего имущества, по результатам которого составляет акт.
- На основании акта и с учетом требований нормативно-правовых актов (НПА) составляет проект перечня работ и услуг. Это список всех работ, которые необходимо провести для устранения дефектов и нарушений, выявленных при осмотре, а также весь минимальный перечень работ и услуг, согласно законодательству. Если ранее собственники проголосовали на ОСС за дополнительные услуги, они тоже включаются в проект перечня.
- По проекту формирует смету и обоснование размера платы за жилое помещение с подробным расчетом и указанием сумм, которые компания планирует потратить на каждую работу или услугу за год.
- Размещает на стендах в подъездах домов и/или направляет каждому собственнику помещения в доме подготовленное предложение о новом размере платы (п. 31 ПП РФ № 491). На ознакомление жителям МКД отводится 30 дней.
- Организует общее собрание собственников, вынося на голосование вопрос об утверждении нового размера платы.
Все перечисленные выше действия необходимы, чтобы при расчете платы собственников за содержание и ремонт общего имущества были учтены особенности и потребности конкретного дома и поступающих от жителей МКД средств хватало на его надлежащее содержание.
Однако нередко собственники на собрании не утверждают размер платы, предложенный управляющей организацией, считая его завышенным или необоснованным.
- Размер платы, предлагаемый собственниками, не содержит экономического обоснования. Если жители МКД отказались принять предложенный управляющей организацией размер платы, считая его завышенным, и после этого организовали и провели ОСС, на котором утвердили свой вариант о платы за содержание 1 кв. м
жилья.
- Размер платы утверждается на ОСС с учетом обоснованного расчетами предложения УО.
- В соответствии с п. 10 ПП РФ № 491, общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в соответствии с требованиями НПА к соблюдению характеристик надежности и безопасности МКД для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества, а также к постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
- Расходы на содержание и ремонт общего имущества определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованием законодательства (п. 29 ПП РФ № 491). Такие расходы должны быть соразмерны утвержденным перечню, объемам и качеству услуг и работ (п.п. 31-34 ПП РФ № 491).
- Требования об обеспечении содержания общего имущества изложены в минимальном перечне услуг и работ, утвержденном ПП РФ № 290. Собственники обязаны предусмотреть плату за содержание жилого помещения в размере, обеспечивающем исполнение указанного такого минимального перечня.
- Принятый на ОСС размер платы за содержание жилого помещения не может устанавливаться произвольно. Он должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме и отвечать требованиям разумности (постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2017 г. № 22).
Выводы судебной практики показывают:
УО имеет право оспорить в суде протокол ОСС об установлении размера платы за содержание жилья.
УО имеет право оспаривать протокол общего собрания, если такой протокол затрагивает ее интересы – договорные отношения по договору управления (постановление КС РФ от 29.01.2018 г. № 5-П, ст. ст. 2, 11, 12 ГК РФ). Управляющая организация, для которой решение собрания собственников в части установления размера платы является обязательным, имеет право оспорить такое решение по мотиву экономической необоснованности (ст.ст. 181.3–181.5 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ).
Исходя из этого, суд решил: протокол общего собрания собственников, на котором они утвердили свой размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, считать недействительным.
Законодательство не допускает установления произвольного размера платы за содержание жилья.
Законодательство, предоставляя собственникам помещений МКД право на определение размера платы за содержание и ремонт общего имущества, не допускает возможности делать это произвольно.
Учет предложений УО при утверждении размера платы является обязательным, при этом подлежат учету действующие НПА и специфика конкретного многоквартирного дома.
Задайте свой вопрос
Каждый понедельник с 16.00 до 18.00 по телефону 22-17-84 председатель Общественного совета при ГЖИ по Оренбургской области, консультант по ЖКХ и территориальному общественному самоуправлению (ТОС) Вячеслав Владимирович Петренко отвечает на вопросы
жителей города по темам: «Управление многоквартирным домом» и «Развитие ТОС». Вопросы можно направлять и на электронный адрес ukc-orsk@yandex.ru.