Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Вы это видели?

Не стреляйте в Шпитцера!

Книга немецкого нейробиолога Манфреда Шпитцера «Антимозг…» (16+) стала поводом для дискуссий педагогов и психологов всего мира. Она вызывает как положительные, так и отрицательные отклики, а порой угрозы.

«Господин Шпитцер, – написали исследователю, – я большой мастер палить из виртуального «калаша». Имел бы я настоящий, то застрелил бы Вас первым». Между тем книга достойна того, чтобы оказаться на семейной книжной полке. Ученый на основе многочисленных исследований заявляет о негативном влиянии на человеческий мозг электронных средств массовой информации и коммуникации (СМИК). При этом автор делится ценной информацией о том, как развивать мозг и как избежать его возрастного угасания. В книге немало занимательных фактов: о феномене лондонских таксистов, о том, как изучение санскрита помогает ориентироваться в пространстве и как китайцы на пальцах считают до двадцати.

Мы спешим приобщить детей к компьютерам, а это вредит их развитию. И в книге описано много подтверждающих экспериментов. Шпитцер закрепляет не раз подтвержденную истину: чтобы развиваться, нужно трудиться. Что не упражняется, то упраздняется – таков закон матушки-природы. Человек облегчает, а то и вовсе заменяет физический труд, но должен заниматься физкультурой. Так же обстоят дела и с нашим мозгом, тем более мозгом ребенка, у которого гораздо выше познавательные способности, чем у взрослого. Но как мышцы развиваются лишь при интенсивных нагрузках, так и мозгу требуется сильное интеллектуальное напряжение. Автор книги камня на камне не оставляет от проектов реформирования образования на основе цифровых технологий. Гаджеты лишь облегчают работу с информацией, но никак ее не совершенствуют, подобно тому как механизмы, облегчая наш быт, не укрепляют тело. Так что родителям совсем не стоит переживать, если их ребенок учится в школе, не оснащенной цифровыми технологиями. Стремление внедрять СМИК в образование Шпитцер объясняет коммерческими интересами их производителей.

Несмотря на обилие критики, книга Шпитцера не лишена оптимизма. Даже возрастной деменции можно избежать, основательно нагружая свой мозг. При этом не только укрепляются существующие нейронные связи, но и появляются новые – так называемые синапсы. Не совсем верно утверждение об отмирании клеток мозга по мере старения. В гиппокампе – отделе, который отвечает за запоминание, – постоянно рождаются новые нервные клетки. Вот только если они по-настоящему не нагружаются, то действительно отмирают.  Умственная тренировка происходит только тогда, когда мы прилагаем достаточные интеллектуальные усилия. Автор не отрицает плюсов цифровых технологий. СМИК – благо для тех, у кого есть образовательная база: тогда они способствуют развитию и приобретению новых знаний. Но детей легкость обращения с гаджетами не приучает трудиться, акцент делается на удовольствии. Тут автор вступает в противоречие с общей установкой современной педагогики, что учение должно быть увлекательным. Как не вспомнить исследователей, предупреждающих, что глобальная цифровизация ведет к деградации человечества! Говорит об этом и Шпитцер на основании исследований поколения, выросшего уже в эпоху цифровых технологий.

Мозг – наиглавнейший орган нашего организма. И заканчивая свой труд, автор дает ряд рекомендаций для поддержания мозга, а значит и всего организма в здоровом состоянии. Полезно петь, независимо от способностей, сознательно слушать музыку, поменьше пребывать в мыслях, побольше общаться, смеяться, двигаться. Всего в книге более 20 рекомендаций.

Николай Коржов,

член Союза журналистов

Spread the love
Click to listen highlighted text!