Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Вы это видели?

Опаленные войной

Две чеченские войны оставили глубокий след в нашей истории. Это нашло свое отражение в кинематографе, и не только отечественном. Чем больше времени проходило с момента первой войны, тем больше менялись фильмы.

 

Одним из первых фильмов о Чеченской войне 1994–1996 годов стала картина «Чистилище» (16+). Александр Невзоров снимал ее в натуралистической манере. Как признавался потом в одном из интервью, он ничего не придумывал, а просто воссоздавал виденное. Те, кто до этого смотрел его репортажи из Чечни, без труда узнавали в главных героях картины персонажей его телесюжетов, что придавало картине особый реализм. В то же время в «Чистилище» достаточно много нестыковок с реальными событиями. Картине больше 20 лет, и сейчас она смотрится как снятая на коленке, особенно на фоне последующих фильмов с хорошим звуком, графикой и гораздо большим бюджетом. Однако есть в «Чистилище» нечто такое, что делает его лучшим фильмом о тех событиях. По сути, это антивоенный фильм, несмотря на то что действия в нем от первого до последнего кадра происходят в разгар боев.

Последующие фильмы уже не были настолько реалистично-кровавыми. Стала появляться линия межличностных отношений, симпатий, любви. К таким фильмам можно отнести «Блокпост» (12+) с Андреем Краско в главной роли. Здесь действия происходят уже в конце первой войны на отдаленном блокпосте, куда отправляют группу солдат после инцидента в одном из рейдов.

В 2002 году на экраны вышел сериал «Спецназ» (12+), где часть действий разворачивалась на территории Чечни. Это была добротно сделанная работа с прекрасными актерами и захватывающим сюжетом. Выделяло сериал то, что смерть и юмор шли в нем рука об руку. Это было несколько необычно, так как в памяти у многих еще были свежи воспоминания о прошедших событиях. Вой-на в этом сериале – что-то само собой разумеющееся, далекое и нестрашное, как некое развлечение. Вообще, показывать смерть красиво – это характерная черта многих последующих фильмов. Яркий пример тому – сериал «Грозовые ворота» (16+). Молодое поколение любит подобное изложение. Недаром стал так популярен лозунг «Можем повторить!», в то время как «Никогда больше!» было бы гораздо уместнее и дальновиднее.

Немного особняком стоит французско-грузинская картина «Поиск» (16+). В ней рассказываются две параллельные истории об ужасах войны, которые показывают ее с разных сторон.

Сергей Раковский,

корреспондент

Spread the love
Click to listen highlighted text!