Зловещая карта в колоде
Далеко не каждый фильм достоин эпитета «самый». А уж несколько таких эпитетов, применительно к одном фильму, заставляют обратить на него пристальное внимание. Именно такой картиной является работа Тодда Филлипса «Джокер» (18+).
Фильм стал самым кассовым в истории среди картин категории R. Этот рейтинг Американской киноассоциации означает, что просмотр картины зрителями до 17 лет возможен только в сопровождении одного из родителей. В мировом прокате фильм на данный момент занимает седьмую строчку среди самых кассовых фильмов этого года. В Британии фильм стал самым посещаемым за последние 10 лет и возглавлял прокат 6 недель подряд. При бюджете картины 55 миллионов долларов сборы уже составили около миллиарда долларов, и это не предел.
Что же стало причиной столь грандиозного успеха? Прежде всего, конечно же, любой современный фильм о персонажах вселенной DC будет иметь свою гарантированную аудиторию. Но только она не смогла бы обеспечить столь внушительные сборы. Одна из причин успеха фильма заключается в том, что он попал в русло мировых протестных настроений. Многим людям близка тема противостояния верхушке общества, администрации, государству или просто некой системе, которая, по их мнению, повинна в их трудной жизни.
«Джокер» – первый спин-офф со времен «Женщины-кошки» (12+). Они разительно отличаются по стилю изложения. По сути, в «Джокере» нет ничего привычно фэнтезийного, присущего супергеройским фильмам. Это полноценная драма. Гнетущая музыка, мерцающий свет в помещениях, унылые улицы и здания – все это давит на зрителя, помогая глубже погрузиться в атмосферу загнивающего Готэм-сити. Режиссеру удалось правдоподобно показать, как безобидный и незаметный человек становится безжалостным убийцей, помимо своей воли делаясь символом для беснующейся толпы. Важнейшей чертой портрета Джокера стал непроизвольный смех. Играющий его роль актер отмечал, что это было самой сложной частью в работе над персонажем.
Мы видели много воплощений Джокера. Джек Николсон, Хит Леджер, Джаред Лето – каждый из них по-своему ярко сыграл одного из главных злодеев Готэм-сити. Это были запоминающиеся образы. Но по-настоящему страшным оказался Джокер в исполнении именно Хоакина Феникса. Страшный – потому что именно такой человек и может жить среди нас. Маленький, неприметный, со своими тараканами в голове, но не доставляющий беспокойства другим, пока его не сломает окружающая действительность. А быть может, он уже среди нас, это кристаллизованное воплощение зла.
Сергей Раковский,
корреспондент