Бремя за миллион
Стартовал прием заявок на участие в программе «Земский учитель». В списке вакансий для будущих педагогов сельских школ – преподавание русского и английского языков, литературы, математики, химии.
То есть тех основных предметов, учителей которых и в нашем «крупном» Орске катастрофически не хватает. Тем не менее есть выбор, и педагог может получить миллион рублей, имея пятилетний стаж.
Федеральная программа отнюдь не нова. Благодаря ей в сельские школы уже трудоустроились 34 педагога. Очень хочется надеяться, что останутся они надолго.
Наблюдая катастрофическую нехватку хороших кадров в школах, вспоминаю реальность всего лишь 15-20-летней давности. Местные пединститут и колледж выпускали по сотне учителей в год. На свободном и по сути фиктивном распределении выпускникам, большая часть которых по-настоящему хотела работать с детьми, прямым текстом сообщали, что вакансий в школах практически нет и не предвидится. Список деревенских предложений тоже был весьма коротким. Бывалые учителя держались за места и не были рады молодым специалистам, которые чудом умудрялись затесаться в их ряды. Из-за конкуренции поколений подающие надежды молодые педагоги в школы даже не попадали, за редким исключением. Тех, кто блистал пробными уроками на практике, казалось, игнорировали. Нет в штате мест – и суда нет, директора разводили руками даже без собеседования с краснодипломниками. Поэтому, окончив вузы и ссузы, неприкаянные учителя быстро переквалифицировались – и ни о чем не жалели. Пожалели о них, причем достаточно быстро. Педагогические коллективы стали редеть, число выпускников год за годом становилось меньше из-за сокращения бюджетных мест. Кроме того, новые поколения студентов уже не были настолько горящими и стали диктовать работодателям свои условия, в которые круглосуточная бескорыстность не входила. Если что не нравилось или не получалось – просто увольнялись в середине года. В школах не стало конкуренции по другим причинам – финансовым. Молодой специалист мог бы вырасти до профессионала, но не успеет – сбежит из-за денег и бумажного завала. Может быть, в далекое село?
Боюсь, что, отработав положенное время и по программе «Земский доктор», учительские кадры побегут дальше. Да и весь их первоначальный запал часто строится на идее сбежать побыстрее. Каких-то пять лет – и получай свободу от бремени. Кстати, некоторые изначально строят планы дважды стать мамой и вернуться из декрета в город. Увы, но уже не спасет миллион ни сельскую, ни городскую школу.
Юлия Замятина,
корреспондент