Хамство из-под маски. Оно вне рамок культуры – в Интернете тоже
Булат Калмантаев,
главный редактор ГУП «РИА «Оренбуржье»
Об этом необходимо сказать. Пусть негромко, но очень четко и ясно. Напомнить о вечном, немного о нашем общем прошлом. Но главное – о женщине. И чуточку о политике.
Если же совсем точно, то о травле первой на нашей планете женщины-космонавта Валентины Терешковой. Травля, словно по сигналу, с пулеметной скоростью началась и ведется с нарастающей интенсивностью, прежде всего в отечественном сегменте интернета и не только в нем.
Травля, словно по сигналу, с пулеметной скоростью началась и ведется с нарастающей интенсивностью, прежде всего в отечественном сегменте интернета и не только в нем.
А началась она сразу после выступления Валентины Владимировны на пленарном заседании Государственной Думы Российской Федерации при втором чтении законопроекта об изменениях в Конституцию государства. Депутат парламента предложила поправку, которую назвали «обнуление сроков пребывания в должности президента России». Ею было заявлено (цитата по стенограмме): «Зачем городить искусственные конструкции? Надо все честно, открыто, публично предусмотреть. Или вообще убрать ограничения по числу президентских сроков в Конституции. Или, если этого потребует ситуация, а самое главное, если этого захотят люди, заложить в законе возможность для действующего президента вновь избираться на эту должность, уже в соответствии с обновленной Конституцией».
Сказано с предельной искренностью. Не на скамейке у подъезда, не за чаем на кухне, а с трибуны парламента, публично, при специальном, предусмотренном законодательством обсуждении важнейшего для страны вопроса. То есть там, где и должны звучать заявления политика. Я бы обратил внимание еще на логическую конструкцию предложения депутата, а проще говоря, на союзы «или» и «если». Чтоб понять их значение здесь, не надо быть особо искушенным в логике… Здравого смысла и непредвзятости достаточно.
Могла ли Валентина Владимировна представить реакцию на свое предложение-поправку? Безусловна, да. Но чтоб оголтелая, откровенная травля! Да такая, что не выбирают выражения, словно, как это бывало в мрачные годы истории страны, клеймят «вредителя» или «врага народа»?
Уже в родной Ярославщине, текстильном крае, где так гордились Чайкой (космический позывной В.В. Терешковой), якобы население Тутаева выступает за лишение Терешковой звания почетного гражданина города. А в Оренбурге анонимы предлагают сменить название улицы Терешковой на другое. Известный интернет-ресурс, рассказавший об этом, имя и фамилию инициатора не сообщает.
Не буду продолжать этот очень грустный реестр. Масштаб травли ясен даже при поверхностном просмотре сетевого пространства.
Не буду продолжать этот очень грустный реестр. Масштаб травли ясен даже при поверхностном просмотре сетевого пространства.
Теперь о главном. Совсем недавно мы отмечали праздник 8 Марта. Миллионы и миллионы красивых и искренних слов сказала страна своим женщинам в этот день. Цветы, открытки, подарки, корпоративы, свечи, поклоны, улыбки, тюльпаны на улице от незнакомых мужчин и гаишников, поздравления от сыночков, дочек милым, самым лучшим для них мамам, от внуков и внучек – бабушкам. Да и в остальные дни мы, мужчины, не скрываем свое родовое доброе отношение к женщинам. Поддержка их в самых разных ситуациях у нас, у россиян, в крови. Как и глубокое, подлинное уважение к ним, быть может, и не ежедневно демонстрируемое, а иногда и скрываемое за легкой иронией, а то и юмором. Хамить женщинам у нас, в России, не принято, если же что и проскочит в мальчишестве, то отцовский легкий подзатыльник живо напомнит, кто есть кто в нашем мире. А, повзрослев, часами, бывает, мучаешь себя за случайное слово, сказанное сотруднице из соседнего отдела… В жизни всякое бывает.
Но чтоб устроить травлю за публично высказанные мысли женщины-политика? Принародно оскорблять ее, пытаться унизить, уничтожить как личность, как деятеля, без всякого основания пытаться перечеркнуть ее достижения – это вне российской культуры, хоть бытовой, хоть политической. Совершенно уж точно – не по-мужски. Кстати, за рамки предельной корректности нельзя выходить по отношению и к ним. Помня хотя бы о вероятных последствиях. Правда, дуэли ныне запрещены. Но, тоже кстати, в недавние еще века их практиковали чаще всего из-за неподобающих слов или действий в отношении женщин.
Но чтоб устроить травлю за публично высказанные мысли женщины-политика? Принародно оскорблять ее, пытаться унизить, уничтожить как личность, как деятеля, без всякого основания пытаться перечеркнуть ее достижения – это вне российской культуры, хоть бытовой, хоть политической.
…Перу талантливого писателя Олега Куваева (его, к сожалению, уже нет с нами) принадлежит моя любимая повесть советских времен «Территория» (по ней снят не очень удачный, на мой взгляд, фильм), которую автор завершает словами: «День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так почему же вас не было на тех тракторных санях, и не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер, читатель? Где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой?».
А на тех санях были те, кто открывал и осваивал новые месторождения в самых суровых краях нашей необъятной родины.
В это время ткачиха Валентина Терешкова готовилась к своему космическому подвигу, что стало подвигом и страны, и ее народа. Первый в космосе – Юрий Гагарин, первая женщина-космонавт – тоже наша, российская, из Ярославщины.
А где вы были в это время, анонимы? «Где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой?»
…Ну, и кое-что из обещанной политики. Примерно за две недели до обсуждения изменений в Конституцию РФ во втором чтении в Госдуме тот же интернет донес до широких масс мысли бывшего помощника президента РФ Владислава Суркова. Вот одна из них: «…Правовая логика приведет к необходимости заново начать отсчет президентских сроков… Во всяком случае, если власти не пойдут на новый отсчет, они сильно погрешат против юридической чистоты…»
А где вы были тогда? Испугались и попрятались по норам, анонимы?
СПРАВКА ОГ
Летчик-космонавт СССР, первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова родилась 6 марта 1937 года в деревне Масленниково Тутаевского района Ярославской области. Ее отец Владимир Аксенович Терешков (1912–1940) работал трактористом, погиб во время советско-финской войны. Мать Елена Федоровна Терешкова (Круглова) (1913–1987) работала в колхозе. Летом 1945 года она с тремя детьми переехала в город Ярославль и стала работать на комбинате технических тканей «Красный Перекоп».
Валентина Терешкова окончила семилетнюю школу в 1953 году, вечернюю школу рабочей молодежи в 1955 году, Ярославский заочный техникум легкой промышленности в 1960 году, Военно-инженерную академию имени Н.Е. Жуковского в 1969 году, получив специальность «летчик-космонавт-инженер». Кандидат технических наук (1977).
Трудовой путь Терешкова начала в 1954 году на Ярославском шинном заводе в сборочном цехе закройщицей. В 1955 году перешла на Ярославский комбинат технических тканей «Красный Перекоп» ровничницей в ленторовничный цех.
С 1960 по 1962 год была освобожденным секретарем комитета комсомола этого комбината. С 1959 года занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе, совершила 163 прыжка с парашютом.
В феврале 1962 года Валентина Терешкова была зачислена в космонавты-слушатели. C января по май 1963 года готовилась к полету на космическом корабле «Восток-6» по программе женского полета в составе группы вместе с Ириной Соловьевой, Валентиной Пономаревой, Жанной Еркиной. Была назначена основным кандидатом на полет.
Космический полет совершила 16-19 июня 1963 года в качестве командира космического корабля «Восток-6». Позывной – Чайка. Продолжительность полета составила 2 суток 22 часа 50 минут. За это время ее космический корабль 48 раз облетел вокруг Земли.